Ученые Российской академии наук (РАН) достигли прогресса в области гиперзвуковых технологий и усовершенствовали методы обнаружения беспилотников, заявил президент РАН Геннадий Красников главе государства Владимиру Путину на заседании Совета по науке и образованию.
«За полгода мы уже получили существенные результаты, которые связаны с обнаружением беспилотных средств с высочайшей вероятностью. <…> И в области новых двигателей как для гиперзвука, так и для тактических ракет, которые становятся более эффективными», — сказал Красников.
При этом он пожаловался, что в настоящее время институты не берут госзадания «по целому ряду перспективных направлений» и вообще «не имеют утвержденной долгосрочной программы научных исследований». «Соответственно, нет мониторинга ее выполнения. К сожалению, сегодня мы видим, что научный профиль институтов размыт и даже названия институтов, в которые была заложена их специализация, уже зачастую не совпадают с тематикой, которой они занимаются. <…> У нас есть пустоты, где нет фактически госзаданий», — признал Красников.
По его словам, решать эту проблему будут тематические отделения РАН, которые совместно с ведомствами и с научными советами утвердят долгосрочную программу научных исследований по каждому институту до ноября этого года. Если выяснится, что слишком много учреждений занимаются одной и той же тематикой, им предложат поменять направление, выбрав госзадание из банка востребованных исследований.
«Когда сформирована правильная программа, когда есть квалифицированный заказчик, работа идет более эффективно, потому что научные коллективы начинают четко понимать, какие перед ними стоят задачи», — пояснил Красников.
Заявление президента РАН прозвучало на фоне продолжающейся «зачистки» ученых, которые занимались разработками и исследованиями в области гиперзвуковых технологий. 21 мая получил 14 лет колонии строгого режима Анатолий Маслов — в прошлом главный научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) Сибирского отделения РАН. Его обвинили в передаче данных Китаю и осудили по статье о госизмене.
Маслов вместе со своим коллегой, директором ИТПМ Александром Шиплюком, еще в 2012 году представил на научном семинаре во Франции экспериментальный дизайн гиперзвуковых ракет, а спустя четыре года опубликовал соответствующую работу. Шиплюк также был задержан по аналогичному обвинению.
Сотрудники ИТПМ Сибирского отделения РАН публиковали открытое письмо с призывом спасти «от надвигающегося краха» российскую аэродинамическую науку. «Материалы наших коллег неоднократно проверялись экспертной комиссией нашей организации на предмет наличия в них сведений ограниченного доступа, и такие сведения в них обнаружены не были», — отмечалось в письме.
Всего за последние 6 лет в России арестовали как минимум 12 ученых, которые занимались изучением физических процессов при гиперзвуковых скоростях, подсчитывала «Русская служба Би-би-си». Всех их обвинили в госизмене. Помимо ИТПМ Сибирского отделения РАН силовики устроили рейды в подмосковных Центральном научно-исследовательском институте машиностроения (ЦНИИмаш) и Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Жуковского (ЦАГИ).
В частных беседах сотрудники ФСБ признавались, что аресты по обвинениям в продаже секретной информации о российском гиперзвуковом оружии происходят «по высокому желанию», рассказывал адвокат Евгений Смирнов из «Первого отдела», защищавший в судах фигурантов дел о госизмене, в том числе ученых. По его словам, следователи прямо говорили, что докладывают Путину о каждом таком деле в отношении ученых.
Цель работы ФСБ — продемонстрировать, что за тайнами о российских ракетах охотятся шпионы, отмечал Смирнов: «Потешить эго, показать, что российские ракеты — лучшие и их пытаются украсть».