Благодаря уходу из России мировых производителей автомобилей страна сможет перейти на новый этап автомобилестроения и обогнать остальной мир, заявил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов.
«Никакой трагедии в уходе западных инвесторов не вижу. Наоборот даже, мне кажется, что сейчас мы находимся на этапе перехода к новой технологической платформе в автомобилестроении в целом. <…> Думаю, что с учетом инновационного подхода некоторых наших городов и регионов мы в принципе будем даже где-то быстрее идти, чем мир в целом», — сказал Алиханов в интервью телеканалу «Россия-24» (цитата по ТАСС).
По его словам, ни одна из технологий, которые сейчас применяются в автомобильном секторе в мире, «не является для нас зоной запрета». «То есть даже внедрение в дальнейшем искусственного интеллекта, оно вполне нам доступно», — отметил глава Минпромторга.
Однако он оговорился, что в стране есть проблемы с электрокомпонентной базой, в том числе для автомобилестроения. «Несомненно, мы должны будем решать и решим эти задачи, потому что именно это создаст не просто суверенитет, но и технологическое лидерство нашей страны в мире», — заключил Алиханов.
После начала войны в Украине все мировые автопроизводители заморозили производство машин в России, а затем покинули страну. На российском рынке, помимо АвтоВАЗа, ГАЗа и УАЗа, остались только китайские бренды Chery, Geely, Haval, Jac, Faw, Dongfeng, Exeed, Omoda и др.
Позднее власти наладили на заводах ушедших из страны производителей сборку «Москвичей» и «Волг» из китайских машинокомплектов. При этом «Москвич» стал копией кроссоверов китайской JAC Motors, а «Волга» — китайской Changan. Премьер-министр РФ Михаил Мушистин на презентации последней «Волги» возмутился, что даже руль в ней произведен в Китае.
В 2022 году объем выпуска новых легковых автомобилей в России рухнул на 67% год к году — до 450 тыс. штук. В 2023-м показатель вырос на 19% — до 537 тыс. штук, но даже в 2024-м объемы производства не вернутся на довоенный уровень и останутся в пределах 800–900 тыс.
В свою очередь в АвтоВАЗе предупредили, что объемы производства российских автоконцернов могут упасть до 50% из-за «китайской экспансии» и снижения спроса на отечественный автопром. В этой ситуации отечественные компании будут вынуждены выпускать только низкотехнологичные устаревшие продукты, не смогут финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, развивать собственные мощности, а также создавать новые высокотехнологичные рабочие места, отметили в крупнейшем российском автопроизводителе.