Голосования прошли в штатах Монтана, Нью Джерси, Нью-Мексико и Южная Дакота. В обеих партиях уже давно осталось по одному кандидату, которые давным-давно набрали необходимое количество делегатов, чтобы получить номинацию на съездах.
Обе партии решили проводить свои конвенции в стратегически важном регионе, где сосредоточены наиболее важные для победы колеблющиеся штаты. В середине июля сезон партийных конвенций откроет Республиканская партия в городе Милуоки, штат Висконсин. А в середине августа в городе Чикаго в штате Иллинойс соберутся представители Демократической партии. Только после официальной номинации кандидаты выйдут на финишную прямую – друг против друга. С конца августа до начала ноября в США будет наиболее интенсивная предвыборная гонка, будут собраны рекордные суммы, оплачена работа самых дорогих политических технологов.
Дональд Трамп, наиболее вероятный номинант от Республиканской партии, ожидает приговора суда по делу о мошенничестве и нецелевой трате предвыборных средств. Большинство экспертов солидарны в том, что заключение бывшего президента под стражу крайне маловероятно, но даже оно не помешает ему участвовать в предвыборной кампании – юридических оснований нет.
Но вердикт «виновен» присяжных штата Нью-Йорк переводит Трампа в статус «осуждённого преступника» - крайне неудачная характеристика для кандидата в президенты. Вердикт уже стал причиной глубокого раскола в Республиканской партии: члены конгресса и даже спикер Майк Джонсон назвали решение присяжных «использованием судебной системы в качестве политического оружия». Генеральный прокурор США Меррик Гарланд закончил выступление в юридическом комитете палаты представителей во вторник словами «никому не удастся запугать министерство юстиции, мы продолжим выполнять свою работу, избегая политического влияния».
В Республиканской партии уже не могут отказаться от номинации Дональда Трампа, хотя и понимают, что поддержка «осуждённого преступника», какие бы ни были апелляции и сколь мягким ни было бы наказание, крайне негативно отразится на положении всей партии и каждого её представителя. Наказание Трампу будет объявлено за четыре дня до начала республиканской конвенции, и, очевидно, станет одним из основных поводов для разговора на съезде.
Предвыборная кампания Байдена, наиболее вероятного номинанта от Демократической партии, пойдет по пути использования уязвимости Дональда Трампа. В нарушении традиций Байден вызвал Трампа на дебаты, не дожидаясь ни своей, ни республиканской официальной номинации. Вообще три раунда президентских и один раунд вице-президентских дебатов были запланированы на конец сентября – начало октября. Но в нынешнем политическом сезоне дебаты состоятся уже 27 июня.
Такое решение вызвало недоумение и у третьего кандидата в президенты, который в этом году также постоянно напоминает о себе, – Роберта Кеннеди-младшего.
Согласно процедуре, выработанной двухпартийной комиссией по дебатам, к участию допускаются кандидаты, имеющие в среднем рейтинг не ниже 15%, а также зарегистрированные в штатах, совокупная численность выборщиков которых не ниже 270 (минимум, необходимый для победы). Роберт Кеннеди-младший не соответствует ни одному из этих параметров, однако уже высказал недовольство тем, что планы относительно дебатов изменились.
Дебаты в США – одна из старейших выборных традиций. Прежде в политике участвовали адвокаты и специалисты по праву, поэтому обмен аргументами сильно напоминал выступление перед жюри присяжных. Хрестоматийный пример – дебаты 1858 года перед выборами в сенат между Авраамом Линкольном и Стивеном Дугласом. Тогда не было ни систем усиления звука, ни радио, ни телевещания, ни тем более интернета, и Линкольн с Дугласом устроили турне по штату. Им было важно в ходе дебатов изложить аргументы перед живой аудиторией, поэтому Линкольн и Дуглас провели дебаты 7 раз (в 7 из 9 избирательных округах). После жеребьевки первый участник дебатов выступал час, потом второй выступал полтора часа, и затем первый выступал ещё полчаса. По мнению историков, Линкольн выступил хуже, чем Дуглас.
Другой пример дебатов, который частно вспоминают историки, – первые президентские теледебаты в 1960 году между Ричардом Никсоном и Джоном Кеннеди. По легенде, Никсон вернулся после изнурительной поездки, повредил колено и заболел гриппом. Вдобавок сотрудники телеканала сочувствовали Кеннеди, поэтому нацелили жаркие софиты на Никсона из-за чего он постоянно потел и вытирал пот со лба. Зрители дебатов однозначно отдали победу Кеннеди в то время, как те, кто слушал дебаты по радио согласились, что аргументы Никсона были более убедительными.
Комиссию по дебатам учредили в 1987 году, в неё входят представители обеих партий, которые согласовывают формат дебатов вплоть до мельчайших деталей типа температуры воздуха в студии.
Дебаты – рискованное мероприятие и для Байдена, и для Трампа. По мнению политтехнологов, дебаты могут изменить ход предвыборной кампании, но проводятся они настолько задолго до дня голосования, эффект от них к ноябрю может угаснуть.