(Добавлены высказывания Силуанова, вторая часть текста)
МОСКВА, 7 июн (Рейтер) - Российский миллиардер Алексей Мордашов не поверил в очередное обещание властей стабильности фискальной нагрузки, раскритиковав чиновников за перманентные налоговые «донастройки» и предложив закрепить тезис о неизменности налогов на конкретный период в законодательстве.
Министр финансов Антон Силуанов в ответ допустил точечные изменения налоговой системы в дальнейшем, а частые корректировки объяснил тем, что бизнес не инвестирует в те отрасли, которые нужны государству.
Российские власти, которые еще год назад называли контрпродуктивным для экономики увеличение налоговой нагрузки на бизнес и предупреждали о рисках таких шагов, теперь нашли плюсы в повышении налогов после того, как дали старт крупнейшей налоговой реформе в РФ.
На прошлой неделе правительство одобрило изменения налоговой системы, которые призваны повысить фискальную нагрузку на бизнес и обеспеченных россиян и включают в себя введение прогрессивной шкалы налога на доходы физлиц, увеличение налога на прибыль, корректировку упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса и повышение НДПИ на ряд отраслей.
Минфин утверждает, что новые налоги обеспечат стабильные и предсказуемые условия для граждан, бизнеса и регионов на ближайшие шесть лет.
Обсуждение налоговой стабильности «стало притчей во языцех» - правительство каждый год меняет правила игры, подрывая доверие и мотивацию бизнеса, сказал Мордашов, владеющий сталелитейной компанией Северсталь, машиностроительными, ретейловыми и другими активами.
«Мы каждый год имеем довольно похожую повестку. Каждый год мы говорим о том, что вот нужна стабильность, налоговой системы, прежде всего, стабильность собственности. Но мы как-то говорим-говорим... и каждый раз констатируем, что что-то там не совсем то», - сказал он на традиционном деловом завтраке Сбера в рамках Петербургского экономического форума.
«Налоговая стабильность означает неизменение налогов длительный период... Нельзя одновременно и налоги повышать, и рассуждать об их стабильности», - отметил Мордашов.
Бизнесмен, занимающий четвертую строчку в списке богатейших россиян Forbes с состоянием $25,5 миллиарда, сказал, что готов платить повышенные налоги, но вновь призвал чиновников обеспечить предсказуемость принятия решений на фоне того, как власти вводят все новые поборы.
В качестве примера поборов он перечислил «курсовую» экспортную пошлину, повышение НДПИ на минеральные ресурсы, а также акциз на сталь, который, по его мнению, власти не собираются отменять с 2025 года, как планировали.
«Все это подрывает доверие... Я знаю, что это серьезный вызов для многих. Вот ты работаешь, работаешь, зарабатываешь деньги. Вдруг кто-то очень уважаемый смотрит на все это и говорит, слушайте, у вас рентабельность высоковата и вводит налог. И этот налог остается на долгие годы. И никто его не отменяет. Ну, это просто подрывает мотивацию. И подрывает возможности для нас планировать будущее», - сказал Мордашов, предложив зафиксировать текущий уровень налоговой нагрузки законодательно.
«Я понимаю, что все сложно, все меняется, и трудно поклясться в стабильности тех решений, которые принимаются сегодня, но давайте хотя бы простую вещь сделаем... Примем закон, что никакие платежи, не только налог на прибыль или НДФЛ, никакие на будущий год меняться не будут».
«Если вы так все уверены в стабильности, все призываете нас в это поверить, давайте хоть какие-то меры примем или какие-то действия, подтверждающие серьезность этих утверждений».
По его словам, это все равно не означает, что правительство не сможет поменять налоги, но появится механизм, не позволяющий корректировать их стремительно и гарантирующий «хоть какую-то предсказуемость изменений».
«(Курсовая) экспортная пошлина начала обсуждаться во вторник, а в четверг мы уже услышали о подписании постановления правительства, которое начало действовать с пятницы. Ну о каком доверии можно говорить в таких условиях?», - сказал Мордашов.
«ЖИЗНЬ ИДЕТ»
Силуанов предложил бизнесу в качестве доверия довольствоваться наличием бюджетного правила, которое должно обеспечивать предсказуемость бюджетной политики РФ, и дал понять, что стабильность налоговой системы не исключает точечные изменения.
«Жизнь идет, постоянно что-то уточняется... Невозможно четко все зафиксировать. Базовые налоги фиксируем, а какие-то настройки, как в одну сторону, так и в другую, они всегда есть», - сказал Силуанов.
«Самое главное в доверии - бюджетное правило. Когда мы говорим о том, что у нас расходы ограничены теми доходами, которые поступают, первичный баланс бюджета, вот, пожалуйста, это доверие, это инструмент прогнозирования действий правительства», - сказал глава Минфина.
Наряду с налогами российские власти неоднократно корректировали и бюджетное правило, подстраивая под сиюминутные запросы, что со временем стало предметом шуток у экономистов.
Частую «донастройку» налоговой системы Силуанов объяснил тем, что бизнес не хочет инвестировать в те отрасли, которые власти считают приоритетными.
«Вот почему бизнес не инвестирует в станки, в электронику, в беспилотники? Что, хороший бизнес. Почему не инвестируете? Будем давать государственные деньги, потому что видим, что эти секторы проседают... Будем направлять ресурсы, полученные 5% налога на прибыль, в те секторы, которые нам необходимы. Вы не вкладываете, а нам нужно».
«Поэтому когда мы говорим о горизонте планирования, по базовым налогам так и будет (фиксация), а какие-то настройки... будем определять и обсуждать. Да, последнее время пошлины, НДПИ, windfall tax, но это все следствие того, что нам не хватало ресурсов для перенастройки отраслей, (для решения) тех ключевых проблем, которые у нас возникали, в том числе и по модернизации экономики. Уверен, что в рамках шестилетки мы с вами и будем так действовать, - заключил Силуанов.
Российские власти, аргументируя необходимость налоговой реформы, которая должны принести в казну 2,6 триллиона рублей дополнительных доходов в 2025 году и 17 триллионов рублей до 2030 года, сделали упор на обеспечение »справедливости", однако аналитики видят в этой версии
изъяны
, предупреждая, что от повышения НДФЛ пострадает прежде всего работающий средний класс, а рост налога на прибыль ударит по инвестиционной активности компаний.
Модератор сессии президент Сбербанка Герман Греф сказал, что любое повышение налогов - это вычет из ВВП, рост госрасходов за счет роста налогов на 1% ВВП приводит к падению ВВП на 0,47%. (Дарья Корсунская, Анастасия Лырчикова)