Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Продажи электромобилей и гибридов рухнули вдвое после повышения утилизационного сбора

Агентство «Москва»

Продажи новых электромобилей в России в мае сократились вдвое по сравнению с апрелем, до 1096 штук, рассказал исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Падают прежде всего импортируемые бренды: продажи лидера сегмента, китайского электромобиля Zeekr — на 47% меньше (продано 397 автомобилей), Tesla — на 53% (всего 55 штук). Продажи популярных гибридов падают аналогичными темпами: китайский Lixiang продал на 54% автомобилей меньше, а Voyah — на 47%.

Это связано с повышением с 1 апреля утилизационного сбора при ввозе автомобилей из стран ЕАЭС и влиянием этого решения на ожидания потребителей, признает Удалов. Теперь сэкономить при ввозе автомобиля, растаможенного в странах ЕАЭС, не получается: если до 1 апреля можно было уплатить в Кыргызстане, Беларуси, Казахстане или Армении и растаможить автомобиль на более выгодных условиях, а потом ввезти его в Россию с уплатой утилизационного сбора по общей ставке, то после этой даты к утилизационному сбору добавляется коэффициент, учитывающий разницу в таможенной стоимости и уплаченных сборах.

Вдобавок этот коэффициент рассчитывается на основе средней стоимости марки и модели автомобиля, утвержденной Минпромторгом, и по большинству машин эта стоимость получается даже выше среднерыночной. С электромобилями и гибридами ситуация еще хуже: их вообще нельзя растаможивать через страны ЕАЭС, а только через Россию. Раньше было особенно выгодно ввозить китайские «электрички» через Кыргызстан, а европейские — через Беларусь, так как там при их ввозе не взимался НДС, что сразу давало экономию в 20% от стоимости. При ввозе дорогих электрокаров, например одной из самых популярных сейчас в России модели — китайского Zeekr 001, стоящего на родине около $44 000, даже не занижая стоимость, можно было сэкономить $6600 или более 600 000 рублей в зависимости от курса.

Всего же в результате доначислений утильсбора стоимость новых автомобилей выросла на 30-40%, а подержанные, в зависимости от марки, модели и года выпуска, могут подорожать и в более чем в два раза, что делает подобную схему ввоза невыгодной, признавались участники автомобильного рынка.

Сейчас на автомобильный рынок очень сильно воздействуют решения регулятора, признает Удалов. В феврале и марте продажи автомобилей были очень высокими — например, в марте купили на 40% больше, чем в феврале: россияне старались успеть приобрести автомобиль до увеличения утилизационного сбора. После введения сбора и повышения цен на машины из стран ЕАЭС ввоз автомобилей из соседних с Россией стран значительно уменьшился, подтвердил Удалов, не назвав точных цифр. Соответственно, сильно снизились продажи брендов, у которых значительная доля автомобилей ввозилась «параллельно» и с экономией на таможне — а это не только «электрички», но многие премиальные автомобили с двигателем внутреннего сгорания — например, немецкие BMW, Mercedes и Porsche (продажи в России в мае соответственно на 44%, 52% и 41% ниже апрельских) и японский Lexus (минус 50%).

В целом рынок новых автомобилей продолжил плавно снижаться: за май, по данным совместного предприятия «Автостата» и АО «Электронный паспорт», впервые поставлено на учет 127 178 автомобилей — на 7% меньше, чем в апреле, в котором в свою очередь продажи были на 6,5% ниже мартовских. Но по сравнению с маем 2023 г. рынок все еще в хорошем плюсе — продажи выше на 76%.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку