Все стриминговые агентства в России получили требование разработать маркировку для артистов-«иноагентов», пишет «Агентство» со ссылкой на источник в одном из стримингов. Сейчас маркировка «иноагентов» присутствует в коде приложения «Яндекс.Музыка», однако пока она не используется сервисом.
Запросы с требованием маркировать музыку и подкасты «иностранных агентов» руководство стримингов получило от администрации президента, сообщил источник издания. Дизайн маркировки сервисы должны будут представить к середине июня. По словам собеседника «Агентства», ранее стриминги уже получали аналогичные требования, но только не от Кремля, а от Роскомнадзора. Однако требования ведомства игнорировались, поскольку компании не видели юридических оснований для их исполнения.
До прошлого года маркировать «иноагентов» были обязаны лишь СМИ, однако после введения в 2023 году в России ответственности для третьих лиц за помощь «иностранным агентам» ситуация изменилась, объясняет ведущий медиаюрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. «Песни — это смысловой контент, поэтому в такой ситуации [размещение музыки „иноагентов“ стримингами] может рассматриваться как нарушение законодательства», — сказала Арапова, отметив, что данная норма еще ни разу не применялась на практике и в настоящий момент неизвестно, как она будет применяться.
В России в 2012 году приняли первую версию закона об «иностранных агентах», что стало началом череды репрессивных законов, ударивших по благотворительным организациям, правозащитникам, активистам и СМИ. Тогда инициатива позволила Минюсту присваивать такой статус некоммерческим организациям, получающим финансирование из-за рубежа и занимающимся политической деятельностью. В 2017-м в России приняли поправки к закону «О средствах массовой информации», которые позволили признавать зарубежные СМИ «иностранными агентами».
В 2019 году российские власти расширили положения закона о СМИ-«иноагентах», разрешив присваивать данный статус физическим лицам (россиянам и иностранцам), которые участвуют в создании СМИ-«иноагентов» или распространяют их сообщения и при этом получают деньги из-за рубежа. Действие закона таким образом расширили на всех людей, которые активно ведут соцсети.
В 2020-м Владимир Путин подписал ряд поправок, позволяющих признавать «иностранными агентами» обычных граждан и организации без юрлица, которые занимаются в России политикой и получают зарубежную помощь (не только финансовую).
В 2021 году Путин объяснял необходимость закона об «иноагентах» требованием установить источники финансирования организаций и лиц, категорически отвергая обвинения в том, что в России в «иноагенты» записывают «ковровым» способом. При этом он обещал уточнить «размытые критерии» признания «иноагентами». Но в 2022-м в России вступил в силу обновленный закон об «иностранных агентах», который сделал возможным присвоение этого статуса практически любому россиянину, получающему «иностранную поддержку» или находящемуся «под зарубежным влиянием». Из старой версии документа убрали обязательный критерий иностранного финансирования: теперь достаточно просто быть под «иностранным воздействием», в том числе «путем принуждения, убеждения или иными способами».