И хотя заседание, на котором судья объявит приговор, состоится только через месяц, 11 июля, уже сейчас Трамп официально перешёл из категории подозреваемых в статус виновного. Речь может идти и о реальном, и об условном сроке лишения свободы или об уплате штрафа. Перспектива реального срока менее вероятна — а главная новость состоит в том, что Трамп официально признан виновным.
Случайно ли или специально, но вынесение приговора Трампу поражает своевременностью. На следующей неделе состоятся последние праймериз — в штатах Монтана, Нью-Джерси, Нью-Мехико и Южной Дакоте. Голосования уже ничего не изменят, но будут символизировать завершение важнейшего этапа президентской гонки — предварительного голосования. Трамп уже давным-давно набрал необходимое количество голосов делегатов, и его номинация в качестве официального кандидата от Республиканской партии, кажется, дело решённое. Вместе с тем, очевидно, что решение суда Нью-Йорка сильно ударит по позициям Трампа среди республиканского истеблишмента, который теперь будет вынужден номинировать в качестве кандидата от партии человека, не просто обвинённого, но признанного виновным решением суда. Точно так же, как и Демократический комитет не может номинировать никого кроме Байдена, Республиканский комитет не может выбрать никого кроме Трампа. Предыдущие несколько месяцев предварительного голосования стали доказательством того, что в каждом штате республиканские и демократические избиратели поддерживают соответственно Байдена и Трампа. Если даже вдруг иные кандидаты захотят претендовать на номинацию на партийных съездах, их номинация будет нелегитимной. А республиканская конвенция запланирована на 15 июля, через 4 дня после объявления приговора Дональду Трампу.
В июне запланированы дебаты между Трампом и Байденом, на которых избежать темы судебного решения не удастся.
Оппонентам Трампа из Демократической партии логично использовать несколько сюжетов трамповского судебного дела для своей предвыборной кампании. Во-первых, Трамп обвинён фактически в том, что потратил пожертвования своих сторонников не в политических, а в своих корыстных интересах. Зафиксированный прецедент заставляет жертвователей задать вопрос — какие ещё личные траты делал Трамп из предвыборного фонда?
Во-вторых, изначальная причина, из-за которой Трамп использовал предвыборные средства, — сексуальный скандал, которым не удивить американского обывателя. Однако по сравнению с Дональдом Трампом Билл Клинтон — практически образец честности и целомудрия.
Одной из первых на решение присяжных по делу Трампа реагировала его соперница на тех самых выборах 2016 года — Хиллари Клинтон. Выступая в Кеннеди-центре, она начала речь язвительно: «Сегодня что-то происходит?». А у себя в инстаграме начала рекламировать новую линейку мерча со слоганом: «Получается, что она была права по поводу всего» (Turns out she was right about everything), — Хиллари многократно говорила о нецелевом использовании Трампом выборных средств.
Реакция республиканского комитета и влиятельных представителей партии появится в течение нескольких дней. Можно предположить, что от Трампа отвернутся некоторые доноры, а республиканцы-нетрамписты вряд ли продолжат поддерживать его — даже молчанием. Поддержка же Трампа предполагает трактовку, что судебное решение было политически ангажированным, то есть она включает в себя идею о недоверии американской судебной системе. Это серьезная и потенциально очень конфликтная позиция.
Неясно пока, как поведут себя избиратели, не выльется ли безусловная поддержка де-факто уголовника в очередной взрыв протестов и беспорядки — прецедент уже создан 6 января 2021 года в здании Капитолия.
Основное внимание политических технологов будет, как и полагается, приковано к агитации сомневающихся избирателей и в основном в колеблющихся штатах. Избирателей предстоит убедить, что вердикт (и затем приговор) хотя и связан с предвыборной кампанией, но несильно дискредитирует Дональда Трампа. В конце концов, уплата всего 130 тыс. долларов из сотен предвыборных миллионов можно представить и как бухгалтерскую ошибку.
Совершенно другая и потенциально более опасная для Трампа история – дело о попытке вмешаться в выборы в Джорджии, где 45-го президента США подозревают в том, что он пытался оказать влияние на подсчет голосов в свою пользу. Решение по этому делу откладывается и вряд ли будет принято в этом году. Но не исключено, что после вердикта нью-йоркского суда сотрудники Трампа, особенно юристы, прекратят с ним сотрудничество.