Российские суда, поставляющие рыбную продукцию на европейский рынок, перестали пускать в крупные порты ЕС, рассказали РБК в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ).
По данным организации, 16 мая судно, принадлежащее «Арктик Шиппинг» — компании, которая входит в один из крупнейших рыбопромышленных холдингов России «Норебо», получило отказ при попытке войти в нидерландский порт Эмсхавен. При этом у судна были все необходимые документы, подготовленные в соответствии с требованиями ЕС: сертификаты на улов, формы государственного портового контроля и т. д.
Российским поставщикам предложили использовать «альтернативные пути доставки», отметили в АСРФ. Но попытки изменить место выгрузки на другой порт в Нидерландах — Валсен или порты в Германии «также оказались тщетными».
Предлогом для отказа могла стать появившаяся в мае информация голландских СМИ о том, что российские рыболовные суда могут быть замешаны в шпионской деятельности. Расследование на эту тему 4 мая опубликовала платформа Pointer (KRO-NCRV). 14 мая министр обороны Нидерландов Кайса Оллонгрен дала понять Палате представителей, что российские рыболовные суда больше не приветствуются в Эмсхавене.
До этого российские суда, доставляющие в Европу рыбную продукцию, не подпадали под европейские санкции. Только Норвегия, которая не входит в ЕС, ограничила российским рыбакам доступ в свои порты, разрешив доставлять рыбу, пополнять запасы провианта и менять экипажи в трех портах на севере страны — Киркенесе, Тромсё и Ботсфьорде.
«Голландские СМИ подняли откровенно русофобскую историю о том, что обновленная в 2022 году Морская доктрина России якобы предусматривает прямое управление рыболовными и транспортными судами российскими властями, которые должны быть в постоянной готовности для выполнения неких „специальных операций“», — говорит президент АСРФ Алексей Осинцев. По его словам, это «измышление» стало предлогом, чтобы запретить заход транспортным российским судам с рыбой в Нидерланды.
В «Норебо» отметили, что ограничения коснулись заходов судов под российским флагом, но на поставку рыбной продукции их нет. В компании добавили, что ее продукция «по-прежнему остается востребованной в странах ЕС и не только».
Согласно оценке АСРФ, если не использовать для доставки рыбы из порта в порт иностранные транспортные суда, то альтернативные пути по суше могут увеличить затраты на логистику на 20–30%.
Нидерланды входят в пятерку крупнейших экспортных рынков для российской рыбы наряду с Китаем, Японией, Южной Кореей и Нигерией, говорил ранее глава Росрыболовства Илья Шестаков. Согласно данным Минсельхоза, в 2023 году Россия экспортировала 2,5 млн тонн рыбной продукции, или около половины всего вылова (5,2 млн тонн). В Нидерланды Россия экспортировала 138 тыс. тонн — на 4% больше, чем годом ранее.
Основную часть российского рыбного экспорта в ЕС составляет белая рыба — треска и минтай. В 2023 году на долю России пришлась почти половина всех поставок мороженой трески в ЕС (61,4 из 112,3 тыс. тонн) и больше половины мороженого филе этой рыбы (40,4 из 76,3 тыс. тонн), следует из данных базы ООН UN Comtrade.