Военные объекты на территории России, используемые для агрессии против Украины, могут вскоре попасть под обстрел американскими ракетами и снарядами. Госсекретарь Энтони Блинкен в среду стал первым представителем администрации США, публично допустившим, что Вашингтон разрешит Киеву использовать свои вооружения для ударов за пределами украинской территории. Этот вопрос интенсивно обсуждается в Белом доме, сообщают The New York Times (NYT), The Wall Street Journal (WSJ) и Politico.
Президент Джо Байден, как обычно при рассмотрении сложных вопросов, хранит молчание, в то время как его советники по национальной безопасности представляют рекомендации в рамках, как назвал его один чиновник, «очень оживленного процесса», пишет NYT.
Это уже формальный процесс, отмечает газета, в Белом доме переоценивают риски после того, как президент Владимир Зеленский и другие украинские руководители несколько месяцев призывали разрешить Украине использовать западное оружие для ударов по вражеской территории. Ситуация обострилась после 10 мая, когда российские войска вторглись в Харьковскую область. Вот как описал ситуацию украинский солдат, держащий оборону у Волчанска (его рассказ приводит немецкая Bild):
С 6:00 до 15:00 россияне выпускали от 6 до 12 артиллерийских снарядов КАЖДУЮ минуту. Каждую минуту без перерыва. Вся их артиллерия находится в России. Везде стреляют и все сжигают: деревни, Волчанск, леса. Но мы не можем с безопасного расстояния вести ответный огонь артиллерией, поставляемой США (и другими странами).
Согласие на использование западного оружия один за другим в последние дни стали давать европейские союзники США. Сейчас таких стран уже 11, к ним присоединилась даже Германия, хотя канцлер Олаф Шольц до сих пор не соглашался давать дальнобойные ракеты Taurus, поскольку они способны доставать до объектов на территории России (в том числе до Москвы). А на прошлой неделе генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что противостоять российскому наступлению под Харьковом можно, только если Украина сможет беспрепятственно наносить удары по командным пунктам, артиллерийским и ракетным комплексам с российской стороны границы. Украине очень сложно защищаться, если не давать ей возможности использовать западное оружие для ударов по «законным военным целям на российской территории», сказал Столтенберг.
Блинкен, вернувшись из недавней поездки в Киев, сообщил Байдену, что ВСУ могут не удержать территорию между границей и Харьковом, если США не изменят позицию по применению своего оружия, пишет NYT. По ее данным, госсекретарь сделал предостережение в частном порядке, поскольку Байден очень не любит, чтобы обсуждения, проходящие в узком кругу доверенных лиц, становились предметом гласности и таким образом на него оказывалось бы давление.
В среду во время остановки в Кишиневе Блинкен впервые дал понять, что Белый дом переосмысливает ситуацию. Повторив, что США не поощряют удары по российской территории и не содействуют им, госсекретарь добавил: «[Украина] должна сама принимать решения о наилучших способах эффективной самозащиты. Мы готовы обеспечить ее необходимой для этого техникой».
США постоянно адаптируют свою поддержку Украины в зависимости от ситуации на поле боя и с учетом продолжающейся российской агрессии и эскалации «я уверен, что мы продолжим это делать», заявил Блинкен.
Вопрос о разрешении наносить удары по российской территории рассматривается, но решение пока не принято, сказали WSJ представители президентской администрации. Вопрос действительно изучается, и, хотя гарантировать положительное решение нельзя, Белый дом движется по привычной траектории — «первоначальная осторожность, за которой следует разрешение», говорят источники Politico в администрации.
Именно так произошло с дальнобойными ракетами ATACMS. О том, что Белый дом тайно поставил их Украине в рамках нового пакета помощи, стало известно после того, как с ВСУ во второй половине апреля обстреляли ими военный аэродром в Крыму и позиции российской армии к востоку от оккупированного Бердянска.
По подсчетам Bild, в случае ударов по территории России:
- украинская артиллерия (155-миллиметровые гаубицы) могла бы стрелять на 40 км от границы и практически достать в том числе до Белгорода;
- ракеты HIMARS способны ударить на 85 км, почти накрыв Курск;
- ракеты ATACMS, бьющие до 165 км, способы дотянуться до Брянска, Орла и почти до Воронежа, а за Азовским морем — до аэродромов ВВС под Таганрогом и Ейском;
- в зоне действия британских ракет Storm Shadow и французских SCALP-EG (до 560 км) находятся еще три аэродрома на юге России неподалеку от оккупированных украинских территорий, а также Москва.