Украина и США переживают самый серьезный кризис в отношениях с начала войны, пишут The Washington Post (WaPo) и Financial Times (FT) со ссылкой на десятки официальных представителей двух стран, а также европейских чиновников.
Сказалось всё: большие потери на фронте из-за полугодовой задержки с одобрением пакета военной помощи Конгрессом США; угроза лишиться освобожденной полтора года назад Харьковской области из-за отказа Вашингтона разрешить нанесение ударов американским оружием по территории России; отсутствие видения стратегических перспектив в войне; подозрения, что в Белом доме готовы пойти на мирные переговоры с Москвой и раздражение неучастием Джо Байдена в июньской мирной конференции в Швейцарии; неготовность принимать Украину в НАТО; упреки американцев в налетах на российские НПЗ и недостаточной борьбе с коррупцией в Киеве.
Разлад мог даже стать причиной увольнения нескольких членов украинского правительства, у которых сложились особо близкие отношения с американской администрацией. Назначенный Владимиром Зеленским высокопоставленный правительственный чиновник сказал FT:
Мы сейчас так далеки друг от друга, как еще никогда с начала войны. Ситуация крайне напряженная.
Споры о пути к победе
По словам чиновников, некоторые разногласия естественны для партнерства, длящегося уже более двух лет в период полномасштабной войны. Но другие представляются более фундаментальными. В частности, не складывается консенсуса относительно долгосрочного планирования и целеполагания.
Каждая из сторон сейчас дает понять, что другая не может сформулировать четкого пути к победе. «Ощущение, что их GPS заглушен», — сказал WaPo об украинском руководстве высокопоставленный европейский дипломат.
Американские военные и чиновники полагают, что в следующем году Украина сократит нехватку личного состава за счет подготовки новых призывников, у нее появятся истребители F-16, а производство в российском ВПК к тому времени может достичь пика. Это дает основания полагать, что Украина может оказаться в более сильном положении на поле боя, что укрепит ее позиции на потенциальных мирных переговорах, говорят они.
Но даже мысль о том, что переговоры с Москвой возможны, демонстрирует серьезный разрыв в представлениях высокопоставленных чиновников в Киеве и Вашингтоне, отмечает WaPo: украинцы просто уверены, что Владимиру Путину нельзя доверять. «Я бы не стал выстраивать стратегию на основании того, что через год мы станем сильнее», — сказал газете высокопоставленный украинский чиновник.
Другой в разговоре с FT отметил, что Зеленский думает, будто американцы «хотят, чтобы война закончилась до выборов» президента США в ноябре. Еще один описал настроения, царящие в последние месяцы в офисе президента Украины, словом «паранойя»:
Зеленский глубоко обеспокоен военной ситуацией, но особенно – мирным саммитом в июне.
Споры о мирной конференции
На конференцию по мирному урегулированию, которая пройдет 15–16 июня в Швейцарии, пригласили делегации 160 стран. По данным украинских властей, которые хотели бы объединить мировое сообщество в борьбе с путинской агрессией, участие подтвердили более 80. Среди них не будет не только лидеров Китая и Бразилии (которые предложили провести альтернативную конференцию), но и Байдена. Он 15 июня в рамках своей предвыборной кампании будет участвовать вместе с голливудскими звездами в крупном фандрайзинговом мероприятии в Лос-Анджелесе.
Это так задело Зеленского, что он не стесняется в выражениях. «Путин будет лично аплодировать» отсутствию Байдена, будут «бурные овации», заявил он во вторник в Брюсселе. Офис президента 26 мая распространил памятку для чиновников и членов Верховной Рады, в которой им рекомендуется в разговорах с зарубежными партнерами и СМИ всячески оказывать публичное давление на Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина. «Если они не будут [участвовать], то в чем их настоящий интерес?» — говорится в документе, с которым ознакомилась FT.
Споры о коррупции
В Киеве также недовольны упреками со стороны Вашингтона. Во время визита в Киев в середине мая госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что «антикоррупционная оборона в Украине должна быть столь же сильной, что и военная оборона». В украинском руководстве полагают, что США недостаточно оценивают его усилия по борьбе с коррупцией. «Если бы мы были настолько коррумпированы, насколько считается», Евросоюз и МВФ «просто не дали бы нам денег», сказал после встречи с Блинкеном министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.
Но американские (и некоторые украинские) чиновники в последние недели встревожены тем, что реформаторы в правительстве, боровшиеся с коррупцией и считавшиеся особенно близкими к Вашингтону, подвергаются гонениям, пишет WaPo. Особую тревогу вызвало увольнение в мае заместителя премьер-министра Александра Кубракова, который занимался вопросами инфраструктуры и восстановления, говорят американские и европейские чиновники. Необъяснимое решение по Кубракову, как и отставка в прошлом году командующего ВСУ Валерия Залужного, которых уважали в США и ЕС, вызвало беспокойство среди дипломатов стран «большой семерки», которые поделились им с украинским правительством, пишет FT.
Кроме того, министр обороны Ллойд Остин ранее неодобрительно высказался об украинских ударах по российским НПЗ, что в Киеве оценили как попытку администрации Байдена не допустить роста цен на нефть в преддверие выборов. А на днях американцы высказали недовольство налетами на российские радиолокационные станции раннего предупреждения, работу которых они считают критически важными для обеспечения ядерной безопасности.
Несколько сгладить разногласия должно двустороннее соглашение об обеспечении безопасности, которое администрация Байдена хочет подписать в июне в Италии на саммите «семерки», пишет FT. Оно станет самым значимым среди аналогичных договоров, заключенных Украиной с рядом других стран НАТО. Соглашение предусматривает обязательства по долгосрочной поддержке, включая военное обучение, обмен разведывательной информацией, экономическую помощь.