Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Государство устроило новый передел: шесть замечаний о налоговой реформе

Бюджет — вопрос политический, говорил персонаж Андре Моруа: необходимо время от времени разорять рантье. Неудивительно, что когда политика в России так изменилась, когда «подписан» новый социальный контракт, правительство взялось за перенастройку бюджета — затеяло ремонт налоговой системы.
Антон Силуанов подготовил новые финансовые гарантии под новый общественный контракт
Антон Силуанов подготовил новые финансовые гарантии под новый общественный контракт Сайт правительства России

На капитальный ремонт планы не тянут, что и хорошо, поскольку экономика и без того не успевает очнуться после разного рода шоков. Но и совсем косметическим ремонт не назовешь, что тоже объяснимо — слишком сильные изменения происходят в экономике, чтобы бюджетная политика оставалась прежней и серьезно менялась лишь в части расходов, но не доходов.

Задача всей реформы очевидна и прозаична — начать (именно начать) налоговую мобилизацию, чтобы оплатить новый контракт с обществом. Ресурсы у бюджета пока есть, но именно «пока», а его уязвимость к любым шокам резко выросла. Резкое же сокращение финансирования экономики чревато для нее кризисом. 

Дополнительные поступления в бюджетную систему 2025 года Минфин оценивает в 2,6 трлн руб. — это около 4% от осенних планов по доходам. Не настолько много, чтобы этим закончить, и не так уж мало для начала. Хотя началом это тоже не назовешь. Одна из главных целей любой экономической политики — перераспределение. Через налоги, расходы в виде трат или льгот, финансовое регулирование, предложение денег и т. д. перераспределяются доход в экономике, активность, финансовые потоки и т. д. Чем роль государства больше, чем активнее оно занимается перераспределением. В условиях, в которых находится Россия, когда ее экономика дрейфует в сторону мобилизационной, все больше решений усиливают роль перераспределения и государства, которое словно просачивается через все слои экономики.

Шаг в этом направлении и налоговые изменения — самые значительные за последние десять и даже более лет. Лейтмотив поправок, касающихся НДФЛ (косвенно к этому приведет и рост налога на прибыль), — перевести часть сбережений в потребление. Это часть того денежного навеса, который образовался в экономике (график с нормой сбережений можно посмотреть здесь). И хотя он пока не представляет угрозы для нее, как денежный навес Советского Союза, власти уже решили его подпилить.

У этого перераспределения могут быть разные последствия.

Во-первых, сократятся депозиты населения. А это может негативно сказаться на кредитовании не имеющего доступа к льготным кредитам бизнеса. 

Во-вторых, в ответ на рост нагрузки на доходы тех, кого Минфин счел обеспеченными, вырастет отток капитала.

В-третьих, увеличится потребление. По расчетам Минфина, налоговый вычет по НДФЛ для семей с низкими доходами (уменьшит ставку налога с 13% до 6%), получит более половины семей с двумя детьми и более. Впрочем, какая часть из этих семей в силу роста номинальных доходов будет лишаться льгот и платить повышенный НДФЛ, неизвестно — это зависит от инфляции и от желания правительства повышать пороги в многоступенчатой системе НДФЛ. В любом случае: чем меньше денег у семьи, тем большую часть дохода она тратит, обещанные налоговые вычеты приведут к увеличению потребления.

Но, в-четвертых, этот дополнительный потребительский спрос во многом уйдет в импорт. Мощности уже загружены (примерно на 80%), свободных рабочих рук в стране нет, производство потребительских товаров отстает от роста зарплат, так что увеличить выпуск в ответ на рост спроса не удается.

В-пятых, дополнительное потребление, не обеспеченное выпуском, да еще сопровождаемое ослаблением рубля из-за роста импорта, станет проинфляционным фактором и вынудит ЦБ проводить более жесткую денежную политику. 

В-шестых, оплатит эту жесткость та часть экономики, которая наименее связана с государством через госзаказ и льготные кредиты. Конечно, и до нее доходят госденьги, в том числе в виде нефтегазовой ренты, об этом — в колонке экономиста Майкла Алексеева. И все же эта часть экономики живет по другую сторону внутренней границы, которая отделяет государственную вотчину. Чем дальше бизнес и люди от этой границы, тем меньше зависят и получают от государства.

Проблема в том, что вотчина государства только расширяется. Скажем, увеличение налога на прибыль сократит собственные источники инвестиций (а это основной их источник для большинства компаний) и вынудит бизнес больше обращаться к кредитам банковского сектора, где доминируют государственные или связанные с государством банки. Минфин даже прямо об этом говорит, указывая, что переход на уплату НДС для «богатого» малого бизнеса (с выручкой от 60 млн руб.) откроет ему дорогу к госзаказу. Ведь крупный бизнес предпочитает поставщиков, уплачивающих НДС. 

Такая политика постепенно возвращает бизнес в ту перестроечную пору, когда он только зарождался. А зарождался он в виде кооперативов, 80% из которых, как писал Егор Гайдар, к 1989 г. работали при государственных предприятиях, используя его недвижимость и ресурсы (и постепенно переводя их в свою собственность). Ровно так и сейчас — огромная часть экономики (оценить которую невозможно) — от поставляющих металл и топливо на оборонные заводы до обслуживающих эти поставки логистов и эти контракты юристов — становится «кооперативной».

Но 35 лет назад этот бизнес постепенно разрывал связь с государством и тем самым снижал нагрузку на бюджет, теперь же он возвращается в его вотчину. И государство должно будет этот бизнес кормить, поддерживать рабочие места.

Как говорила пять лет назад председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, частные инвестиции — это те, которые осуществляют на свой страх и риск, а не потому что есть дешевые госденьги. Чем больше возможностей рисковать за госсчет, тем меньше желания рисковать за свой собственный. Но по мере роста зависимости бизнеса от государства растет и зависимость государства от бизнеса, поэтому перераспределение через повышение налогов для одних и предоставление помощи другим — не последнее.

И НДФЛ, и нагрузка на малый бизнес будут расти, так как государству очень трудно остановиться, когда оно начинает расширяться и наращивать расходы.

Как писал Курт Воннегут: один из недостатков человеческой природы — «все рвутся строить, а вот содержать хозяйство в порядке желающих нет». Спору нет, экономический блок правительства и Центробанк продемонстрировали фантастические способности, и это может вселять надежду, что они будут сопротивляться попыткам это хозяйство разбаланасировать. Но чем больше будет становиться перераспределение в экономике, чем сильнее будет желание строить, тем меньше у технократов-экономистов будет возможностей «содержать хозяйство в порядке», поскольку обеспечивающие эффективность экономики (и в том числе перераспределения) рыночные механизмы будут ломаться.

И рыночной части экономики будет все труднее компенсировать неэффективность той, что живет в вотчине государства и за его счет.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку