Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В Россию практически перестали ввозить автомобили по параллельному импорту

Maxim Shipenkov / EPA / ТАСС

Автодилеры начали отказываться от поставок в Россию автомобилей с помощью параллельного импорта из-за увеличения утилизационного сбора и сложностей в обслуживании машин, рассказали «Известиям» участники рынка.

«В апреле 2024 года предложение новых автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, сократилось вдвое», — говорит представитель дилерского центра «БорисХоф» Аркадий Григорьев.

По его словам, первые звоночки о сокращении «серого» импорта стали поступать в январе–феврале. Тогда это было связано с насыщением дилерских складов и продажей накопившихся остатков.

О падении интереса дилеров к ввезенным по параллельному импорту автомобилям говорит и статистика выдачи заключений об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС), говорит руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин. ЗОЕТС — это документ, подтверждающий, что транспортное средство безопасно для эксплуатации на российских дорогах.

«За два месяца 2024 года количество выданных ЗОЕТС составило всего около 4,5 тыс., хотя в сентябре 2023-го выдали 40 тыс. таких документов», — приводит статистику Житнухин.

На платформе «Авто.ру» также отметили, что число объявлений о продаже машин, которые ввезли по серой схеме, перестало расти. Сейчас на портале подают 10 тыс. таких транспортных средств.

Отказ от ввоза автомобилей с помощью параллельного импорта связан в первую очередь с ужесточением правил расчета утильсбора: с 1 апреля 2024 года правительство ужесточило контроль за вводом машин из стран Евразийского экономического союза, откуда машины импортировались с заниженной таможенной стоимостью за счет более низких налогов. Теперь российских покупателей обязали оплачивать разницу в цене, которая входит в утильсбор.

Еще в марте этого года россиянам стали массово приходить требования Федеральной налоговой службы (ФНС) о доплате 300–840 тыс. руб. утилизационного сбора за машины, ввезенные по параллельному импорту.

Также на сокращение «серого» импорта повлиял запрет Минпромторга на ввоз машин брендов, которые официально представлены в России. «В первую очередь это коснулось таких брендов, как Chery, Haval, Geely, Voyah, Exeed и других», — говорит Григорьев.

Помимо этого, автомобили, привезенные параллельным импортом, сложно обслуживать, отметил Житнухин. По его словам, дилерам трудно работать без поддержки производителей, особенно в вопросе приобретения запчастей.

После вторжения российской армии в Украину и начала войны из России ушли все мировые производители автомобилей. Они также прекратили поставки своей продукции в страну. В ответ на это российское правительство одобрило параллельный импорт покинувших российский рынок автомобильных брендов. Этот механизм не предполагает согласия производителя на ввоз его продукции в страну и позволяет осуществлять импорт частным лицам.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку