Армия Тайваня приведена в состояние повышенной боеготовности в связи с военными учениями, которые проводит Китай вблизи острова, сообщает Associated Press. На усиленный режим службы переведены сухопутные и морские силы, ракетные подразделения, в воздух были подняты истребители. В тайваньском Минобороны заявили, что маневры КНР «подрывают региональный мир и стабильность».
Минобороны КНР в четверг, 23 мая, проинформировало, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) начала совместные учения флота, военно-воздушных сил и ракетных войск вблизи Тайваня. Официально маневры стартовали в 7:45 по местному времени (2:45 мск). Они будут проходить в Тайваньском проливе и завершатся 24 мая.
Председатель Восточного театра боевого командования НОАК полковник Ли Си заявил, что учения являются «суровым наказанием для сепаратистских сил, стремящихся к независимости Тайваня», и «строгим предупреждением против провокаций и вмешательства внешних сил». Представитель МИД КНР Ван Вэньбинь, в свою очередь, пригрозил, что «силы, выступающие за независимость [Тайваня], закончат с раздробленными черепами после столкновения с грандиозной схемой Китая по полному объединению».
20 мая в Тайване прошла инаугурация нового президента Лай Циндэ, который в рамках церемонии призвал Пекин признать независимость островного государства и «прекратить запугивать Тайвань при помощи политических и военных средств». Он также попросил Китай «взять на себя глобальную ответственность вместе с Тайванем» за работу, направленную на поддержание стабильности и мира «по обе стороны Тайваньского пролива и во всем регионе», чтобы «мир не боялся развязывания войны». В канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР в ответ на это заявили, что мир в Тайваньском проливе несовместим с независимостью Тайбэя.
Официальные отношения между Пекином и Тайбэем прервались в 1949 году, когда часть китайской партии Гоминьдан обосновалась на острове Тайвань, объявив о независимости. Деловые и неформальные контакты между островным государством и КНР возобновились лишь спустя 40 лет — в конце 1980-х. С начала 1990-х годов стороны стали контактировать через неправительственные организации. Тем не менее Пекин до сих пор считает Тайвань своей территорией и настаивает на «принципе одного Китая», согласно которому нельзя одновременно признавать и КНР, и Китайскую Республику на Тайване.