МОСКВА/АФИНЫ, 23 мая (Рейтер) - Операции по перевалке нефти и нефтепродуктов из портов РФ «борт-борт» (ship-to-ship, STS) в районе греческого порта Каламата резко сократились в мае после новой рекомендации ВМС Греции, запрещающей движение судов у берегов юго-восточного Пелопоннеса, показали данные LSEG и трейдеров.
Международные воды в Лаконском заливе стали одним из самых популярных мест для STS-перевалки российской нефти и нефтепродуктов в Европе после введения санкций Запада против Москвы благодаря их близости как к портам РФ, так и к Суэцкому каналу, который обеспечивает доступ к азиатским рынкам.
Судам уже пришлось ранее покинуть испанскую Сеуту, которая раньше была оживленной точкой для перегрузки топлива «борт-борт» у побережья Северной Африки, поскольку испанские власти ужесточили правила в отношении STS-операций нефти.
Потеряв возможность STS-перевалки близ Каламаты, экспортёры принялись искать другие подходящие места для таких операций.
Греция, что является редким шагом, выпустила серию уведомлений в международной автоматической системе оповещения NAVTEX о военных учениях в районе Лаконского залива в мае, призывая торговые и другие суда избегать этого района.
По данным министерства обороны страны, недавно Греция продлила срок действия военно-морских учений до 24 июня.
«Существует вероятность того, что оповещения в NAVTEX будут продлены на более длительный период после 24 июня», - сообщил Рейтер представитель минобороны Греции, добавив, что осуществлять перевалку «борт-борт» в открытом море за пределами Лаконского залива непросто, и это может быть причиной снижения STS-активности.
Поставки российской нефти Urals в Лаконский залив не планируются в мае, а с начала года отгрузки сорта для STS-перевалки составляли 200.000-400.000 тонн ежемесячно.
По данным LSEG, последняя партия нефти Urals была погружена в Лаконском заливе в начале мая на танкер Mur, который перевозит 280.000 тонн сырья в Индию.
По словам трейдеров, операции по перевалке российской Urals «борт-борт» переместились на юг - в египетские порты Дамиетта и Порт-Саид, где поставщики нефти из РФ перегружают сырье с танкеров класса Aframax на более крупные суда VLCC (very large crude carriers), сообщили трейдеры.
В апреле три 100-тысячные партии Urals были отправлены в Порт-Саид и перегружены на судно VLCC Afrodita I, которое в настоящее время направляется в Индию.
По словам двух трейдеров, смена танкеров на более крупные помогает сэкономить на фрахте при выборе более длинного маршрута в обход Суэцкого канала через Мыс Доброй Надежды.
STS-перевалка российских нефтепродуктов в апреле переместилась из Лаконского залива преимущественно к берегам Мальты, где в прошлом месяце было перевалено более 320.000 тонн бензина и нафты, по данным LSEG. Еще как минимум 300.000 тонн нефтепродуктов, погруженных на танкеры в портах РФ в мае, следуют в направлении Мальты.
Четыре танкера с российским высокосернистым дизтопливом и вакуумным газойлем также разгрузились «борт-борт» вблизи Порт-Саида, откуда грузы переправляются в Фуджейру и страны Азии, добавили источники.
(Репортеры Рейтер в Москве и Лефтерис Пападимас в Афинах)