Несмотря на огромные деньги, которые российские власти платят контрактникам за участие в войне против Украины, поток желающих идти убивать и умирать иссякает. Чтобы не тревожить общество и превратить войну в новую норму, депутаты и чиновники изыскивают все новые маргинальные способы отправки людей на фронт, вербуя подозреваемых в преступлениях (но не осужденных), неплательщиков долгов, бомжей и др. И хотя солдат в Украине уже больше, чем при начатом Владимиром Путиным вторжении, без новой мобилизации ближе к концу года не обойтись, считают как сторонники войны, так и ее противники.
Чтобы сохранять превосходство на поле боя, вскоре придется искать другие способы пополнения армии, сказал Financial Times человек, близкий к руководству российских вооруженных сил.
Григорий Свердлин, который до войны возглавлял благотворительную организацию помощи бездомным «Ночлежка», а затем основал проект «Идите лесом», помогающий уклоняться от мобилизации, указывает на значительные усилия, которые власти прилагают для вербовки новых солдат. По его мнению, об этом свидетельствуют и многочисленные билборды, рекламирующие зарплаты для военнослужащих (они втрое превышают средние по стране). «Суммы огромные. Но несмотря на это, людей не хватает», – сказал он FT. Одновременно власти ужесточают наказания за уклонение от службы, включая повышение штрафов за неявку в военкомат, добавляет Свердлин: «Они затыкают дыры всеми возможными способами».
Он также считает вторую волну мобилизации неизбежной в этом году, вопрос только в том, когда именно она будет объявлена.
Бывший министр обороны Сергей Шойгу хвастался в конце февраля, что за 2023 г. на службу по контракту поступило почти 540 тысяч человек и это «позволило создать резервную армию в составе шести дивизий», а в начале этого года было набрано еще 50 тысяч «и они продолжают идти». В апреле генерал Кристофер Каволи, верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе, признал, что «за последний год Россия увеличила численность фронтовой группировки с 360 до 470 тысяч человек».
Одновременно с этим поступают сообщения о способах пополнения армии, за счет притока контрактников являющей собой теперь, по словам Шойгу, «обученные профессиональные войска, которые действительно представляют серьезную силу». Набор осуществляется за счет асоциальных элементов, практически одновременно с Шойгу рассказал депутат-единоросс из Красноярска Вячеслав Дюков. «В контрактники у нас за последний год попадают в основном алкоголики, бомжи, бичи, зэки и так далее», — сказал он на заседании комиссии по местному самоуправлению.
Дюкова после таких слов исключили из «Единой России», и он сам пополнил ряды армии. Но глава Железнодорожного района города Юрий Савчук пожаловался на той же встрече, что план по вербовке в Красноярске недовыполняется. По его словам, к решению проблемы привлекаются судебные приставы: они ищут граждан, у которых есть долги и нет работы.
Кроме того, следователей по уголовным делам обязали вербовать подозреваемых и обвиняемых, рассказал FT адвокат Роман Кандауров. Им предлагают «разъяснительное письмо» с возможностью заключить контракт:
Следователи теперь фактически тоже стали вербовщиками.
Они, в частности, завербовали вологодского бизнесмена Евгения Журина, который когда-то был вокалистом группы «Сборная Союза». Он был задержан в январе по подозрению в совершении крупного мошенничества — вместе с подельниками незаконно завладел квартирой и земельным участком 82-летней пенсионерки. Журину грозило до 10 лет лишения свободы, но в мае он уже с передовой поздравлял подписчиков на своей странице «ВКонтакте» с Днем Победы. «Мой позывной БАТЯ», — написал Журин, попросив о моральной и материальной поддержке, а через несколько дней отметил, что сбросил 17 кг.
С начала войны российская армия лишилась около полумиллиона человек, по данным Министерства обороны Великобритании. Как сообщил в конце апреля заместитель министра обороны по делам вооруженных сил Лео Докерти, она потеряла около 450 000 человек убитыми и ранеными, десятки тысяч дезертировали.
В ночь на 10 мая российская армия начала наступление в Харьковской области, вторгнувшись по двум направлениям — через приграничный город Липцы на село Борщевая в непосредственной близости от Харькова (откуда артиллерия уже могла бы обстреливать город) и, восточнее, на городок Печенеги (но наступающие застряли в Волчанске, в 5 км от границы).
По словам Александра Литвиненко, секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, в Белгородской области сосредоточена группировка из 50 тысяч российских солдат. Хотя непосредственная цель вторжения, как представляется, — создать буферную зону, исключить наступления на Харьков в будущем нельзя. Но сейчас для такой операции сил у России недостаточно, считают Литвиненко и военные эксперты, тем более что на фронт начали поступать американская военная техника и боеприпасы и, благодаря новому пакету помощи от США на $61 млрд, ВСУ вскоре начнут восстанавливать свою боеспособность.