Запрет на продажу россиянам товаров класса люкс был одной из первых мер, принятых Евросоюзом после начатого Владимиром Путиным вторжения в Украину. Но, как и с другой санкционной продукцией, Россия нашла каналы для обхода ограничений. Один из них, по которому она импортирует дорогие автомобили, ЕС теперь намерен перекрыть.
Александр Лукашенко помогает Путину во многом, в том числе предоставил территорию своей страны для вторжения в Украину. А после санкций организовал снабжение России той продукцией, поставки которой в Беларусь ограничены не так жестко. Лукашенко не впервой: «белорусские креветки» стали в Россией притчей во языцех после того, как Путин в ответ на реакцию Запада на аннексию Крыма ввел продовольственные контрсанкции в 2014 г.
Теперь же автомобили и запчасти к ним стали для Беларуси главной статьей импорта в торговле с ЕС: месячные закупки выросли с $50 млн в январе 2022 г. до $268 млн в январе 2024 г. Страна служит перевалочным пунктом прежде всего для машин класса люкс (именно их сегмент продемонстрировал наибольший рост), и ЕС намерен поставить заслон этому потоку. Новые ограничения, которые сейчас обсуждают в Брюсселе, должны «минимизировать риск обхода» санкций, пишет Financial Times, ознакомившаяся с проектом документа.
Эти меры будут включать запрет на поставки в Беларусь и через нее технологий и товаров военного и двойного назначения, дорогих автомобилей, которые все еще поступают в основном из Германии и Польши, а также эмбарго на импорт алмазов — чтобы Россия, против которой такие санкции начали действовать в этом году, не могла продавать драгоценные камни через Беларусь.
Товары класса люкс попадают в Россию из Беларуси, и «люди вокруг Лукашенко, имеющие связи в России… обогащались», они хорошо заработали на разночтениях в западных санкциях, говорит Витис Юрконис, директор отделения Freedom House в Вильнюсе.
Согласно российским торговым документам, Rolls-Royce Cullinan Black Badge стоимостью $630 000, произведенный в 2022 г., перекочевал через Беларусь в Россию, куда он прибыл через девять месяцев после выпуска. В 2023 г. белорусские поставщики перевезли в Россию 28 автомобилей Maybach (их средняя цена — $217 000).
«Россиянину не проблема получить машину в Беларуси», — сказала FT премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните, отметив «очевидные пробелы» из-за разницы в двух санкционных режимах. Вместе с министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским она призывает ЕС полностью унифицировать санкционные режимы в отношении двух стран.