Российские силовики продолжают «зачистку» ученых-физиков, которые занимались разработками и исследованиями в области гиперзвуковых технологий.
Как сообщает «Медиазона», Санкт-Петербургский городской суд приговорил к 14 годам колонии строгого режима Анатолия Маслова — в прошлом главного научного сотрудника Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) Сибирского отделения РАН.
77-летний Маслов, который занимался исследованиями в области аэрогазодинамики, был арестован в июле 2022 года и этапирован в московское СИЗО «Лефортово». По данным новосибирского издания Academ.info, ученого обвинили в передаче Китаю данных о гиперзвуковых технологиях.
Маслов вместе со своим коллегой, директором ИТПМ Александром Шиплюком, еще в 2012 году представил на научном семинаре во Франции экспериментальный дизайн гиперзвуковых ракет, а спустя четыре года опубликовал соответствующую работу. Шиплюк также был задержан (это произошло в августе 2022 года), и ему предъявили обвинения по той же статье — 275 УК РФ «государственная измена».
В общей сложности 12 российских ученых, вовлеченных в гиперзвуковые исследования, были арестованы по делам о госизмене за последние шесть лет, подсчитала «Русская служба Би-би-си».
Помимо ИТПМ Сибирского отделения РАН, силовики устроили рейды в подмосковных Центральном научно-исследовательском институте машиностроения (ЦНИИмаш) и Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Жуковского (ЦАГИ).
В Сибири вслед за Масловым и Шиплюком фигурантом дела о госизмене стал Валерий Звегинцев — основатель лаборатории аэрогазодинамики больших скоростей ИТПМ. Дела на Звегинцева, а также на его бывшего коллегу доцента Томского политехнического университета Владислава Галкина завели в связи с публикациями в иранском научном журнале. Галкин был арестован в декабре 2022 года.
27 октября прошлого года суд приговорил к 12 годам колонии строгого режима физика Анатолия Губанова, работавшего начальником отдела в ЦАГИ. По версии следствия, он передал одному из европейских государств секретные сведения о гиперзвуковом гражданском самолете HEXAFLY-INT, в разработке которого, помимо России, участвовали Бельгия, Великобритания, Германия, Италия и Нидерланды. Починенный Губанова, профессор МФТИ и доктор технических наук Валерий Голубкин получил аналогичный срок по тому же обвинению.
В ЦНИИМаш дела о госизмене завели на ведущего специалиста, физика Виктора Кудрявцева — он умер, не дожив до суда. По словам его вдовы, ее муж работал с Масловым. Та же участь постигла начальника Центра теплообмена и аэрогазодинамики ЦНИИМаш Романа Ковалева — его освободили по состоянию здоровья 13 апреля 2022 года, и через две недели он скончался от рака.
Еще один умерший подследственный — завлабораторией квантовых оптических технологий в Институте лазерной физики Сибирского отделения РАН Дмитрий Колкер, которого увезли в СИЗО прямо из больницы на IV стадии рака. Он умер через два дня.
В частных беседах сотрудники ФСБ признавались, что аресты по обвинениям в продаже секретной информации о российском гиперзвуковом оружии происходят «по высокому желанию», рассказал адвокат Евгений Смирнов из «Первого отдела», защищавший в судах фигурантов дел о госизмене, в том числе ученых. По его словам, следователи прямо говорили, что докладывают Путину о каждом таком деле в отношении ученых.
Цель работы ФСБ — продемонстрировать, что за тайнами о российских ракетах охотятся шпионы, уточнил Смирнов: «Потешить эго, показать, что российские ракеты — лучшие и их пытаются украсть».
Он обратил внимание, что почти все дела о госизмене против ученых развивались одинаково: сотрудники ФСБ приходили в институты и искали среди их международных проектов за 10–15 лет то, что им «максимально подходит». «Задача была не найти виновных, а в каждом институте посадить по несколько человек», — подчеркнул Смирнов.