Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Правительство снизило прогноз авиаперевозок из-за проблем с самолетами

Особенно снижен прогноз производства региональных лайнеров
Особенно снижен прогноз производства региональных лайнеров Дмитрий Сандимиров / ТАСС

Санкции подкосили российскую авиационную отрасль. Ожидаемые сроки поставок отечественных самолетов сдвигаются, а с ними снижается прогноз авиаперевозок, признало правительство.

Признание содержится в обновленной комплексной программе развития авиаотрасли до 2030 г. Наладить производство собственных самолетов пока не получается, их поставки постоянно переносятся, а предполагаемый выпуск снижается — как магистральных (SJ-100, МС-21), так и региональных (Ил-114-300 и др.). Постановление правительства пестрит фразами вроде «заменить в 2023 году» на «в 2025 году» или 2024 г. — на 2027. Теперь до 2030 г. ожидается выпуск 994 лайнеров вместо прежних 1081 (минус 8%), посчитал «Интерфакс».

Отечественные самолеты нужны, чтобы заменить иностранные, которые сейчас перевозят большинство пассажиров (89% в 2023 г., по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, АЭВТ). Но из-за санкций с ними серьезные проблемы: новых не купить, приобрести подержанные тоже непросто, не хватает запчастей для ремонта, и компании вынуждены разбирать часть самолетов на запчасти. Участились поломки машин в полете. Вице-президент «ЮТэйр — пассажирские авиалинии» Дмитрий Белоконь отмечал уменьшение резервного парка иностранных самолетов, используемых в качестве доноров запчастей.

Чтобы поддерживать и тем более наращивать перевозки, нужны самолеты: «В ближайшие годы рост пассажирских авиаперевозок будет зависеть от возможностей авиакомпаний по увеличению парка воздушных судов», — констатирует АЭВТ. Пока же он сокращается. По данным ассоциации, в прошлом году — на 15 самолетов, до 1332. Поэтому правительственный прогноз авиаперевозок снижен вплоть до 2028 г. На 2029–2030 гг. прогноз пассажиропотока повышен, но может быть пересмотрен, если сроки поставок снова сдвинутся. Ни в старом, ни в новом прогнозе не повторяется допандемийный рекорд — 128,1 млн пассажиров, перевезенных в 2019 году.

«Пока нет своих самолетов, а старые ветшают, надо завозить „бэушные“, как это делает тот же Иран», — призывал Белоконь. По его мнению, «только так можно разгонять дальнейший спрос, потому что текущая утилизация флота на предельном уровне».

А пока стремительно растет спрос на техобслуживание и ремонт самолетов. По данным АЭВ, эта категория расходов авиакомпаний в прошлом году росла быстрее всего (на 26,1%). Еще выше оценки Центра экономического прогнозирования ГПБ на основе данных «Росстата» и «Спарк-Интерфакса»: в 2023 г. рынок техобслуживания и ремонта самолетов вырос на 61% — с 45 до 72 млрд руб.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку