Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Попахивает Россией». Европа подозревает Москву в диверсиях на подводной инфраструктуре

Атомный контейнеровоз «Севморпуть»
Атомный контейнеровоз «Севморпуть» Юрий Смитюк / ТАСС

Поломки и попытки организовать сбои на европейских объектах инфраструктуры, таких как подводные кабели, трубопроводы, железные дороги, участились за последние два с лишним года, и службы безопасности связывают это с активностью российской разведки. Но доказать это, а также факты шпионажа обычно не удается, так как в инцидентах участвуют коммерческие и гражданские суда.

Некоторые западные чиновники считают, что одна из целей Москвы — посеять страх и недоверие в европейских странах, пишет The Wall Street Journal. Они полагают, что разумнее молчать о своих подозрениях, даже понимая, что шпионы и диверсанты могут использовать слабые, с их точки зрения, места европейской правовой системы, где для возбуждения уголовного дела необходимы веские доказательства. Порой такой подход вызывает критику. Если не заявлять о злонамеренных действиях России, даже когда она подтверждается важными свидетельствами, «это только ослабит политику сдерживания и приведет к новым атакам на критически важную инфраструктуру», считает старший научный сотрудник Пенсильванского университета Бенджамин Л. Шмитт, специализирующийся на европейской энергетической безопасности.

Некоторые правительства начинают действовать смелее. Во вторник агентство безопасности Норвегии (PST) планирует опубликовать большой доклад, в котором, как ожидается, будет проанализирована угроза российских диверсий в стране, где расположены важнейшие военные объекты НАТО. Сам альянс недавно обвинил Россию в ведении «усиливающейся кампании… по организации диверсий, актов насилия, кибер- и электронного вмешательства, дезинформации и других гибридных операций».

Россия использует свой коммерческий и рыболовный флот, а также исследовательские суда для сбора разведданных в Арктике, где действуют подлодки с ядерными ракетами, заявил представитель норвежского агентства безопасности. Некоторые из этих судов, по его словам, оснащены гидролокаторами и другими технологиями, позволяющими сканировать морское дно.

С момента вторжения российских войск в Украину такие суда нанесли на карту важнейшие объекты подводной инфраструктуры вокруг Европы и определили потенциальные цели на случай полномасштабной конфронтации с НАТО, сказали WSJ несколько чиновников. Американские чиновники видят аналогичную угрозу для подводных кабелей в Тихом океане.

Кроме того, такие корабли могут использоваться и для диверсий. Например, 7 октября 2023 г. зарегистрированный в Китае контейнеровоз с российским экипажем Newnew Polar Bear вышел из Калининграда и пересек газопровод Balticconnector как раз в тот момент, когда он оказался поврежден. Его сопровождало ледокольно-транспортное судно с атомной силовой установкой «Севморпуть».

Финские следователи уверены, что именно Newnew Polar Bear повредил газопровод своим якорем. Однако поначалу они не могли остановить корабль для проверки, так как он находился в международных водах. Затем он обогнул Норвегию и пошел в Архангельск, а когда возвращался обратно, финны предупредили норвежских коллег, но те в итоге решили, что у них недостаточно оснований для остановки и обыска судна. Такие доказательства появились две недели спустя, но было уже поздно, сказал WSJ норвежский чиновник.

Представитель финских властей сообщила газете, что китайский владелец судна сотрудничал со следователями.

Власти и прокуратура Германии считают, что кибератака, за которой стоит Россия, стала причиной сбоя в работе железных дорог на севере страны в октябре 2022 г. «Попахивает Россией. Похоже на Россию», — сказал один из старших следователей. По его словам, задержка в движении поездов составила лишь четыре часа, поэтому данное событие не привлекло большого внимания.

В январе 2022 г., когда Россия готовилась к нападению на Украину, над волоконно-оптическим кабелем, идущим от SvalSat, одной из крупнейших в мире коммерческих спутниковых наземных станций, расположенной на норвежском архипелаге Шпицберген, проходил российский рыболовецкий траулер «Мелькарт-5». Примерно в то же время кабель, по которому идет европейский интернет-трафик, оказался перерезан (резервный кабель обеспечил непрерывную работу).

По словам расследовавшего инцидент Ронни Андре Йоргенсена, прокурора из города Тромсё, траулер более 100 раз пересек то место, где был перерезан кабель, согласно данным спутникового мониторинга. Съемки с подводного беспилотника показали, что морское дно в месте обрыва кабеля было вспахано твердым предметом, следы которого похожи на следы от оборудования, имеющегося на траулере. Капитан судна был допрошен, но улик против него не нашлось.

«Планка доказательств в уголовном расследовании очень высока, и мы не смогли ее достичь», — сказал Йоргенсен.

 

 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку