В прошлом году Турция стала крупнейшим в мире покупателем российских нефтепродуктов. Страна получила в общей сложности 18% дизеля, газойля, авиакеросина и другой переработанной продукции, вывезенной из России по морю; в ее импорте российские поставки составили 81%. Но далеко не все объемы нужны Турции для собственных нужд. «Турция… стала стратегическим перевалочным пунктом для российских нефтепродуктов, которые перенаправляются в ЕС, вероятно, генерируя налоговые поступления на сотни миллионов для военной машины Кремля», — говорит Мартин Владимиров, старший аналитик по энергетике Центра исследования демократии (CSD).
Согласно расследованию CSD и Центра исследования энергетики и чистого воздуха (CREA), после введения 5 февраля 2023 г. эмбарго на поставки в ЕС российских нефтепродуктов страны блока импортировали 5,16 млн тонн на сумму 3,1 млрд евро из трех турецких портов — Джейхан, Мармара Эреглиси и Мерсин. Однако в этих портах нет перерабатывающих мощностей; за тот же период 86% их собственного импорта нефтепродуктов (в денежном выражении) пришлось на Россию.
Анализ конкретных поставок свидетельствует, что европейские компании могли покупать российские нефтепродукты, смешанные в нефтехранилищах в турецких портах или просто реэкспортированные, говорится в докладе CSD и CREA. Например, в мае 2023 г. терминал «Торос Джейхан» получил 26 923 тонн газойля из Новороссийска; через 10 дней такой же объем газойля был отправлен с этого терминала на греческий нефтеперерабатывающий завод MOH Corinth.
Россия, лидеры которой настойчиво твердят о необходимости разорвать все связи с Западом, и Турция воспользовались лазейкой в санкционных правилах ЕС. Они разрешают приобретать продукты из российской нефти в случае существенной переработки. Например, НПЗ Индии поставляют в ЕС продукцию из российской нефти. Однако в турецких портах нет перерабатывающих мощностей, отмечают CSD и CREA.
На поставках нефтепродуктов в Турцию российский бюджет заработал 5,4 млрд евро, что позволило Москве «продолжать полномасштабное вторжение в Украину», говорится в докладе.
Поставки в ЕС российского топлива осуществлялись также через терминал Dörtyol в одноименном городе Дёртйол, где тоже нет перерабатывающих мощностей, писала в январе Financial Times. До начала войны в Украине он в основном получал по железной дороге иракскую нефть и переваливал ее на танкеры. Но затем стал активно принимать танкеры. С января по ноябрь 2023 г. он получил из России 9,2 млн баррелей (почти 90% всех морских поставок), выяснила аналитическая компания Kpler. Часть этого топлива приобрела греческая Motor Oil Hellas. Она ранее официально прекратила работать с поставками из России, так как имела контракты с Пентагоном. Но российские баррели продолжали заливаться в американские боевые корабли и самолеты на европейских базах, так как поступали на НПЗ компании, меняя по пути владельцев и смешиваясь в хранилищах Dörtyol с топливом из других стран.
Терминал «Торос Джейхан» с февраля 2023 по февраль 2024 гг. получил из России в общей сложности 1,4 млн баррелей (из совокупного импорта в 1,5 млн). И отправил в ЕС 1,6 млн из общего экспортного объема 1,9 млн баррелей. Представляется «весьма вероятным», что терминал реэкспортирует российское топливо в ЕС, сказал Politico Виктор Катона, аналитик Kpler.
Давление, которое на Турцию оказывают США в связи с тем, что она помогает России обходить санкции, начало сказываться и на нефтяных операциях. Компания Global Terminal Services (GTS), владеющая терминалом Dörtyol, сообщила в этом году о прекращении работы с Россией.
«GTS решила разорвать все возможные связи с российской нефтью и в конце февраля 2024 г. объявила своим клиентам, что в качестве дополнительной меры к действующим санкционным нормам больше не будет принимать какую-либо продукцию российского происхождения или продукты, загруженные в российских портах, даже если это не нарушает какие-либо законы, правила или санкции», — сообщила она Reuters.