Угроза санкций вынуждает российские компании продавать зарубежные активы, в том числе в «дружественных» России странах. В первом квартале 2024 года объем таких сделок в денежном выражении вырос почти в семь раз — до $1,1 млрд, пишет РБК со ссылкой на расчеты агентства AK&M.
Для сравнения: за весь 2023 год российские граждане и юрлица продали за рубежом активы на общую сумму около $3,5 млрд.
Крупнейшей сделкой с иностранными активами в первом квартале 2024 года стала покупка казахстанским инвестором Кайратом Итемгеновым мажоритарной доли (26,19%) в железнодорожном перевозчике Globaltrans у трех фирм с российскими бенефициарами. Сама Globaltrans была зарегистрирована на Кипре, но весной завершила переезд в Абу-Даби (ОАЭ). Стоимость сделки могла составить $774,5 млн.
Второй по величине стала сделка по продаже МТС своей армянской «дочки» — ЗАО «МТС Армения» (работает под брендом Viva-MTS) — кипрской компании Fedilco Group Limited. Согласно данным годового отчета МТС, компания была продана за $209,1 млн.
Третьей по стоимости стала сделка по продаже «Трансмашхолдингом» двух казахстанских активов — долей в АО «Локомотивосборочный завод» (ЛКЗ), подконтрольном «Казахстанским железным дорогам», и в совместном с французами проекте Alstrom. Пакеты акций в обеих компаниях отошли американской Wabtec Transportation Engines за $81 млн.
«Российские компании к настоящему моменту уже лучше подготовились к продаже зарубежных дочерних обществ, чем в первые годы введения санкционных ограничений, что может поспособствовать некоторому росту продаж», — отмечает старший партнер Verba Legal Татьяна Невеева.
По ее словам, в первое время российский бизнес стремился к редомициляции — смене юрисдикции компании с сохранением всех ее бизнес-структур. Но на сегодняшний день уже понятно, где редомициляция возможна и эффективна, а где единственным способом снижения рисков является продажа иностранных активов, говорит Невеева.
Открытым остается вопрос «рыночности» цены на такие активы, добавляет партнер департамента финансового консультирования компании ДРТ Максим Толкачев. «В каждом случае и в каждой иностранной географии наверняка было много нюансов и особенностей», — отмечает эксперт, напоминая, что активы иностранцев в России продаются с дисконтом не менее 50%.
Пока актив не под санкциями — сделка может быть выгодной для продавца, но как только он подпадает под ограничения, возникают существенные трудности в продолжении деятельности бизнеса за рубежом и резко снижается круг покупателей, заключила Невеева.