Анализировать документ особенно нечего — это совершенно фашистская по своему характеру бумага, которая принуждает бороться с «искажениями истории» вообще всех — от детских садов до университетов, от негосударственных кружков до правительства Российской Федерации. В едином порыве, одинаково, четко. Под руководством мудрого фюрера.
Содержательно там все тоже вполне ожидаемо: государство-цивилизация с традиционными ценностями, которое противостоит зловредным странам Запада.
А вот что и правда интересно — это официальное признание имперского, колониального характера нынешней российской государственности. Буквально явка с повинной: тут вам и «сплочение русского и других народов и единую евразийскую общность», и «историческое единство народов Российской Федерации». А главное: «разработка единого историко-культурного стандарта по истории родного края для каждого субъекта Российской Федерации».
То есть вслед за единым учебником истории для страны в целом государство планирует сделать единый учебник по региональной истории для каждого субъекта Федерации. Это совершенно имперский посыл на создание типовых колониальных историй — от Калининграда до Камчатки.
И здесь мы должны задаться простым вопросом: а такое вообще возможно? Можно ли создать единый стандарт регионального учебника истории для родины Канта, оторванного от Манчжурии правого берега Амура (так называемый «Приморский край»), оккупированных частей Украины (так называемые «ДНР» и «ЛНР») или наследника Волжской Булгарии Татарстана?
Отвечаю со всей ответственностью — безусловно, возможно. Надеюсь, я не отберу слишком большой кусок хлеба у Владимира Мединского, комиссии которого предстоит этим заниматься за многомиллиардные госконтракты, но готов компактно и четко сформулировать этот будущий стандарт регионального учебника истории.
Инструкцию для авторов, так сказать.
Организационные вопросы
Прежде чем перейти к содержательной части, вам нужно решить несколько организационных вопросов.
Во-первых, как назвать будущий учебник. Вопрос этот не такой уж очевидный, как кажется на первый взгляд. Поскольку подавляющее большинство российских регионов в их нынешних границах — плод творческих усилий советских бюрократов середины прошлого века, то просто назвать учебник «История Такой-то области» — убого. Поэтому советую использовать слово «край» — и звучит широко, и традиционные ценности поддерживает. Например, в Воронежской или Ивановской области уже есть учебники «История Воронежского края» и «История Ивановского края». Кстати, таким образом можно даже и расширению «Русского мира» поспособствовать: например, историю Белгородской области назвали «История Слобожанщины и Белгородского края», невольно захватив в свои объятия и территорию независимой Украины — Слободской край заходил и туда.
Если фантазии совсем нет, придумайте нечто абсурдное. Например, если вы в Калининграде, назовите свой учебник «История Западной России» (да-да, и такой существует). А затем в двух из трех его разделов доказывайте, что история пруссов и Восточной Пруссии — это и есть история «Западной России».
Во-вторых, решить, кто будет автором. Лучше сформировать творческий коллектив, причем настоящих ученых там должно быть поменьше (они будут только задавать неудобные вопросы), активистов и чиновников — побольше. Чем больше коллектив — тем лучше. Где еще вы потом найдете такой лакомый заказ? Например, авторский коллектив учебника по истории «Курского края» состоял из 32 человек, а вы чем хуже?
До русских
Когда организационные вопросы решены, переходим к содержательной части. Она должна делиться на три больших блока (это типично, и если что — с вас потом никто не спросит). Первый блок — до русских. Второй блок — от колонизации русскими до начала XX века. Третий блок — ваш край в XX веке
История вашего края до колонизации русскими предельно понятна. Там у вас не было ничего: разве что какие-то древние люди бродили, шаманы с бубнами бегали по лесам, охотники на лыжах бегали за белками. Словом, не было ничего. Жили в лесу, молились колесу, как писал Виктор Астафьев.
Сложнее вам будет в том случае, если никак нельзя проигнорировать наличие на территории вашего края до прихода русских каких-то известных государств — вроде Волжской Булгарии в Татарстане или Бохай в Приморье. Тогда надо писать, что их, конечно, разгромили и завоевали, но в конце концов Россия стала всех общим домом, и это хорошо.
До революции
Когда ваш край колонизировали русские, он начал расцветать. Поскольку именно русские принесли туда земледелие, металлургию, и вообще — цивилизацию. Это именно русские крестьяне распахали землю в вашем крае, именно они построили первые мельницы и кузницы, вообще это благодаря русским в вашем крае все закрутилось-завертелось.
Потом туда провели железную дорогу до Москвы, и все стало совсем хорошо. Край зацвел пышным цветом дореволюционного капитализма, хотя и рабочих (как и весь простой народ) там, конечно, угнетали. Потом там куролесили белые, красные, зеленые и еще какие-то цветные — кто там разберет. Ну, а потом установилась советская власть.
В двадцатом веке
При советской власти ваш край зацвел еще пуще прежнего. Индустриализация, коллективизация, крупные заводы, колхозы, невероятный трудовой подъем. Потом война — тут уж смотря по географии: либо героический центр тыла, либо героический центр партизанского движения. Победа, всеобщее ликование.
Послевоенное восстановление, массовое жилищное строительство, так называемый «застой», еще какие-нибудь новые заводы и фабрики — смотря по региональной специфике. Но главное — бурный рост, прерванный «крупнейшей геополитической катастрофой».
В идеале историю края нужно закончить на 1990-х, а вот в двухтысячные лучше соваться только в том случае, если там были местные герои, согласованные с центром. Например, на Чукотке таким был Роман Абрамович — поэтому в учебнике нужно разместить местных детей с буквами, выстраивающиеся в фразу «РОМАН АРКАДЬЕВИЧ СПАСИБО» (реальный случай). Ну, а если вы в «новых регионах» — то там никуда без событий «последних лет» и героического воссоединения с исторической родиной.
Вот, собственно, и все. Ваш учебник готов. Сдавайте в печать, организуйте презентацию со своим губернатором, получайте гонорары, делитесь с кем полагается. Требования президентского указа вы выполнили в нужные сроки и вполне успешно.
Это же не качество жизни поднимать, ей-богу.