Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Авиапром не взлетел. В России второй год подряд отменили крупнейший авиасалон МАКС

Международный авиационно-космический салон МАКС-2021
Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Международный авиационно-космический салон (МАКС), который должен был состояться летом в подмосковном Жуковском, вновь отменен, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на три источника в авиаотрасли.

Крупнейший в стране смотр авиатехники, который проводился с 1993 года, а в в середине 2000-х приобрел федеральный статус, переносится второй год подряд.

Решение об отмене салона принципиально уже принято, хотя пока не формализовано, рассказал собеседник «Интерфакса». По словам источника «РИА Новости», МАКС планировали провести 23–28 июля на аэродроме имени М. М. Громова.

В прошлом году МАКС не состоялся впервые за три десятилетия своей истории. А причиной стали международные санкции против российского авиапрома, рассказывал источник «Ведомостей», близкий к правительству. Показывать на салоне оказалось нечего и некому. Иностранные компании массового желания участвовать не проявили, а отечественный авиапром «не взлетел»: начатые проекты по импортозамещению до конца доведены не были.

За первую половину 2023 года, по данным Росстата, заводы сдали заказчикам лишь два гражданских самолета, а все программы собственного производства столкнулись с задержками. Выпуск лайнеров MC-21 не удается наладить из-за нехватки композитных деталей, которые раньше поставляла попавшая под санкции «дочка» «Росатома» Umatex, а слабым местом турбовинтового Ил-114-300 оказался двигатель ТВ7-117СТ. Он так и не прошел летные испытания и даже привел к крушению военно-транспортного самолета Ил-112В. 

Спрос на российские военные самолеты тем временем обвалился: на состоявшейся в ноябре аэрокосмической выставке Dubai Airshow 2023, крупнейшей на Ближнем Востоке, госкорпорация «Ростех» не заключила ни одного контракта, хотя 6 лет назад аналогичный салон принес ей сделки на $10 млрд. По данным Стокгольмского института изучения проблем мира (SIPRI), по объему экспортных заказов на военную авиацию (84 машины) Россия не только в 16 раз отстает от США (1371 единица), но также уступает Франции (210), Южной Корее (136), Италии (115) и Китаю.

Гражданский авиапром тем временем буксует, хотя Кремль вынашивает грандиозные планы: к 2030 году половина самолетов в парке отечественных авиакомпаний должны быть отечественными, следует из указа «О национальных целях развития», который 7 мая подписал президент Владимир Путин.

Программа развития авиатранспортной отрасли требует увеличить выпуск гражданских лайнеров в 46 раз. Несмотря на санкции и отсутствие доступа к западным технологиям, к 2026 году, по задумке чиновников правительства, в России должно выпускаться уже 120 гражданских самолетов, в 2028-м — 200, а в 2030-м — более 230.

Для сравнения: в XXI веке Россия ни разу не выпускала больше 40–50 гражданских самолетов в год. И даже в позднем СССР конца 1980-х заводы производили ежегодно не более 60–70 машин. Всего в 2023–2030 гг., согласно стратегии, в России должно быть выпущено более тысячи новых гражданских лайнеров — больше, чем за предыдущие 40 лет, вместе взятые. 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку