Провластные экономисты нашли новый источник средств для инвестиций, необходимых для трансформации экономики. ЦБ следует расширить контроль за движением капитала и ограничить компаниям его вывод из страны, предлагает Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН в докладе «Россия 2035 – к новому качеству экономики».
Они требуют от ЦБ принципиально другой денежно-кредитной политики. Сейчас ее цель – инфляция вблизи 4%, что поможет экономике: ценовая стабильность способствует инвестициям. Этого недостаточно, уверены авторы доклада, надо смотреть шире.
У них получается такая картина. В условиях санкций для перестройки экономики нужны огромные инвестиции, авторы доклада призывали ради этого втрое увеличить госдолг. Государство должно инвестировать в реальный сектор, но в одиночку делать это бессмысленно, принципиально важно наличие частных инвестиций. Но мотивация к ним подорвана, констатируют авторы доклада: «Инвестирование заработанного дохода – это вложения в будущее. Каким представляется это будущее, такова будет и мотивация к инвестициям. Если будущее оценивается не просто как неопределенное, а как однозначно проблемное, инвестиционная активность сведется, в лучшем случае, к поддержанию достигнутых объемов производства». Мотивационные ограничения, продолжают они, вполне вероятно, станут критическими. Но не ресурсные.
Ради этого ресурса они и предлагают ограничить движение капитала. Сейчас капитальный контроль рассматривается исключительно как инструмент поддержания финансовой стабильности. Авторы доклада считают капитальный контроль «еще и инструментом экономического развития»: раз нет доступа к привлечению зарубежных средств и непонятно, когда он появится, надо задействовать внутренние ресурсы, не выпускать их из страны – «появляется возможность сокращения высокого устойчивого оттока капитала из реального сектора».
Этот отток они оценивают в среднем примерно в 5% ВВП на протяжении многих лет, отмечая, что санкции и риски ареста зарубежных активов его не остановили. Однако без существенного изменения финансового поведения компаний невозможно повысить эффективность использования национальных сбережений, считают авторы доклада.
Поэтом «необходима более тщательная проработка мер капитального контроля как инструмента мобилизации ресурсов для модернизации экономики», призывают они. В дальнейшем в процессе трансформации экономики и необходимости более масштабного привлечения зарубежного капитала жесткий капитальный контроль начнет ограничивать доступные возможности, и тогда его надо будет смягчить.
Центробанк не ответил на просьбу о комментарии. Он всегда крайне негативно относился к подобным предложениям, считая, что ограничения возможны только при угрозе финансовой стабильности, как после начала войны. Тогда из России практически запретили выводить деньги, чтобы не обрушить рубль и банки. Но когда в прошлом году рубль падал, а доллар превысил 100-рублевую отметку, ЦБ не стал ничего запрещать, ограничившись повышением ключевой ставки. Он сопротивлялся и введению (а затем продлению) требования об обязательной продаже валютной выручки крупнейшими экспортерами, но это не в его компетенции.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина призывала не драматизировать отток капитала. По ее словам, подозрительных операций совсем немного, а основная часть оттока связана с нормальной работой компаний в условиях санкций: так проще проводить расчеты и закупки.