Нефтегазовая промышленность России столкнулась с нехваткой рабочей силы из-за перевода экономики на военные рельсы и демографического кризиса, усугубившегося в связи с мобилизацией. Теперь энергетическим компаниям приходится конкурировать за кадры как с армией, так и с производителями оружия, пишет Bloomberg.
По оценкам Kasatkin Consulting (ранее — Deloitte), в 2024 году дефицит сотрудников на нефтегазовых предприятиях России достиг 40 тыс. человек. В первом квартале количество соответствующих вакансий на рекрутинговом портале hh.ru выросло на 24% год к году, причем поиск касается как высококвалифицированных специалистов, так и обычных рабочих.
«В этой отрасли открыты вакансии для электриков, водителей, механиков, сварщиков, машинистов, разнорабочих, менеджеров по продажам, инженеров-конструкторов, продавцов», — уточнила руководитель отдела региональных внешних коммуникаций сервиса Анна Осипова.
По словам управляющего партнера Kasatkin Consulting Дмитрия Касаткина, на ситуацию влияет «конкуренция с зарплатами в вооруженных силах и военно-промышленном комплексе». Одна только единовременная выплата для контрактника, решившего отправиться на войну с Украиной, может быть эквивалентна годовой зарплате среднего работника нефтегазовых месторождений.
В январе и феврале месячная номинальная зарплата в отрасли составляла в среднем 125 тыс. рублей ($1,3 тыс). Эта сумма уже не сравнится с той, что предлагает армия. Те, кто не хотят воевать в Украине, могут выгодно устроиться на оружейные заводы, которые работают в три смены из-за распоряжения президента Владимира Путина о наращивании темпов производства. Например, госкорпорация «Ростех» в прошлом году повысила зарплаты в среднем на 17,2%.
Чтобы привлечь сотрудников, некоторые компании нефтегазовой отрасли ввели выплаты за приведенного друга. Также в пакет «бонусов» входят горячие обеды, медосмотры, корпоративный отдых, а при достижении предпенсионного возраста компании поощряют персонал «работать как можно дольше», однако все эти меры пока не могут решить проблему дефицита кадров.
Кроме того, на ситуации сказалась давняя демографическая проблема, которую усугубило решение Путина о мобилизации. Россия сталкивается с сокращением трудоспособного населения уже почти два десятилетия. Одной из основных причин был обвал рождаемости в 1990-х годах, негативное влияние оказала и пандемия коронавируса. Однако вторжение в Украину, последующая мобилизация и массовое бегство россиян за рубеж обострили проблему до предела.
Еще одним следствием войны стал спад притока рабочей силы из-за рубежа. В прошлом году в Россию приехали почти 110 тыс. трудовых мигрантов — лишь одна четвертая от уровня 2021 года. Согласно данным Росстата, в конце марта 2024-го стране требовались 1,86 млн дополнительных работников.