Почти 300 компаний и физлиц, в том числе из Китая, ОАЭ, Турции, Словакии и Бельгии, попали под санкции США за помощь российскому военно-промышленному комплексу и обход мер экспортного контроля. Среди них впервые оказались поставщики сырья для изготовления взрывчатых веществ.
Это китайские и российские компании, которые занимаются производством и торговлей хлопковой и нитроцеллюлозой, использующейся при производстве пороха, ракетного топлива и других взрывчатых веществ, отмечает Bloomberg. Среди них — «АМС групп», которая, как указывает Министерство финансов США, закупает хлопковую целлюлозу в Восточной Азии, Европе и Центральной Азии и работает с находящимся под санкциями Казанским государственным казенным пороховым заводом. За сотрудничество с ним также пострадала компания «Ленахим». В этот раздел санкций включено в общей сложности 12 российских и две китайских компании.
Кроме того, Министерство финансов США наказало гонконгскую Finder Technology за экспорт 293 партий деталей для беспилотников и другой электроники, шэньчжэньскую Juhang Aviation Technology за поставку пропеллеров, глушителей сигналов, датчиков и двигателей, а Zhongcheng Heavy Equipment Defense Technology Group за обеспечение техникой ЧВК «Вагнер».
Поставки из Китая станков и компонентов, используемых для производства ракет, боеприпасов, танков, бронеавтомобилей и другой военной техники резко выросли после визита в Москву в марте 2023 г. председателя КНР Си Цзиньпина. В течение 2022 г. поставки в Россию важной продукции, необходимой для выпуска оружия, шли в основном через Турцию. Этот процесс полностью не прекратился (так, США сейчас ввели санкции против турецкой Alpha Impex Ithalat Ve Ihracat Dis Ticaret Limited Sirketi, которая в конце 2023 г. поставила российским клиентам продукции на $2 млн, включая микросхемы, программируемые логические интегральные схемы и транзисторы, в том числе для военных спутников). Однако с весны 2023 г. пальму первенства решительно перехватил Китай. Об этом, в частности, свидетельствуют данные о российском импорте, которые собрал и проанализировал Центр стратегических и международных исследований. Если в 2022 г. товаров военного и двойного назначения из Китая не поступало, а в январе и феврале 2023 г. поток был минимальным, в пределах $10 000, то уже в марте произошел грандиозный скачок — более чем до $250 000.
Переведя экономику на военные рельсы и научившись обходить санкции, Россия теперь производит достаточное количество боеприпасов и техники, чтобы «поддержать крупномасштабные боевые операции», предупредил в апреле генерал Кристофер Каволи, верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе.
Поэтому Минфин США наказал и множество российских компаний, в частности ООО «Ультран электронные компоненты». Эта компания импортирует микроэлектронику, в том числе детали для используемых российской армией беспилотников «Орлан-10»: с июня 2022 по сентябрь 2023 г. «Ультран» завезла 71 партию интегральных микросхем, закупая их у гонконгской RG Solutions. Также американский Минфин вскрыл схему по приобретению иностранных электронных компонентов, организованную компанией «Радиоавтоматика», попавшей под санкции еще в марте 2022 г. Она действовала через компанию «Новастрим» (под санкциями с сентября 2022 г.), закупать запрещенную продукцию ей помогали московская «Аксиома», петербургские «БИМлоджик» и «Глобал кей», а также бизнесмены Иван Селиверстов и Игорь Можаев.
Во время недавнего визита в Пекин министр финансов США Джанет Йеллен предупредила, что США примут меры против любых фирм, помогающих России в военных закупках: «Компании, в том числе в КНР, не должны оказывать материальную поддержку ведущей войну России, и они столкнутся с серьезными последствиями, если будут делать это». Йеллен также предостерегла китайские банки от проведения транзакций, обеспечивающих поставку военной продукции или товаров двойного назначения для оборонно-промышленного комплекса России.
Под санкции также попала Albait Al Khaleeje General Trading из ОАЭ. Компания, которая представляется поставщиком автозапчастей, отправила в Россию более 6800 партий запрещенных грузов, утверждает Минфин США.