Американский Сенат одобрил законопроект об эмбарго на закупки обогащенного урана в России, которая обеспечивает четверть рынка США. Теперь документ поступит на подпись президенту, который его поддерживает. Работающие на американском рынке компании настаивают на введении запрета, тем более что он позволит им получить $2,7 млрд федеральных средств.
Законопроект «завис» по процедурным соображениям в Сенате с декабря 2023 г., когда его приняла Палата представителей. Белый дом в последнее время даже думал о том, чтобы ввести эмбарго президентским указом, сообщал Bloomberg, и тем самым ускорить отказ от российского урана.
Запрет должен начать действовать через 90 дней после вступления закона в силу. Но Министерство торговли имеет право в течение переходного периода, по 2027 г. включительно, выдавать в виде исключения разрешения на импорт российского урана в полном объеме. Министерство предполагало постепенно сокращать объем разрешенных закупок — с 578,9 кг в 2023 г. до 459,1 кг в 2027 г., т. е. на 21%.
Но Институт ядерной энергии США, профессиональная ассоциация участников сектора, в начале года поддержала введение полного запрета уже в этом году. А Борис Шухт, гендиректор британо-нидерландской Urenco, крупнейшей западной компании по обогащению урана, заявил, что она способна полностью заместить российские поставки: «В краткосрочной перспективе ограничений на замену российских материалов в западном мире нет. Просто нет. Рынку требуется больше независимости и, конечно, четкие ориентиры со стороны властей. Предложенное в США законодательство в этом поможет».
В марте Конгресс ассигновал $2,7 млрд на развитие производства обогащенного урана на внутреннем рынке — как традиционного топлива для действующих сейчас более 90 реакторов на АЭС, так и высокопробного низкообогащенного урана (HALEU). Этот вид топлива используется на получающих все большее распространение малых атомных электростанциях, а поставляет его только входящая в «Росатом» Tenex. Предоставление федеральных средств обусловлено введением запрета на поставки урана из России.
На Россию приходится около 45% мировых мощностей по обогащению урана и около 36% на мировом рынке услуг по его обогащению (согласно докладу экологической организации «Беллона»). Она реализует несколько крупных проектов по строительству АЭС, например, в Турции и Египте. Но рынок атомной энергетики отличается от рынка нефти, которую Россия смогла достаточно быстро перенаправить из Европы в Азию, поэтому «перекинуть» уран с американского на другие рынки не получится.
В свою очередь, в США реакторы обычно заправляются топливом раз в полтора-два года, а закупки проводятся заблаговременно. Это означает, что большинство, если не все АЭС уже обеспечены топливом на ближайшие годы, отмечает Bloomberg.