Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Как глушится навигация GPS и почему это опасно для самолетов?

*

Данный материал произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине

ХЕЛЬСИНКИ/ЛОНДОН, 1 мая (Рейтер) - Эстония обвинила Россию в нарушении международных правил использования воздушного пространства стран Балтии путем вмешательства в сигналы GPS. Авиалинии, проводящие полеты в этом районе, говорят, что экипажи, возможно, уже несколько месяцев испытывают последствия таких помех, опасных для самолетов.

Компания Finnair приняла решение приостановить рейсы в Тарту, аэропорт на востоке Эстонии, на один месяц из-за перебоев в работе GPS. Кремль не ответил немедленно на просьбу о комментарии по поводу обвинений Таллина.

Сообщения о помехах GPS всё чаще поступают и из других частей света, особенно с прошлого года, что усиливает угрозу авиационных инцидентов в случае, если самолеты собьются с курса.

ЧТО ТАКОЕ ГЛУШЕНИЕ GPS И СПУФИНГ?

Global Positioning System (GPS) - система глобального позиционирования - состоит из сети спутников на орбите и приемных устройств на Земле, использующих сигнал для определения пространственных и временнЫх координат, а также для навигации любого транспорта - от кораблей и самолетов до автомашин.

GPS крайне важна для авиации, где она заменила дорогостоящие наземные системы, передававшие пилотам координаты и инструкции для посадки по радио.

Однако простоте использования сопутствует и простота саботажа: несложные инструменты, которые можно купить в магазине, позволяют заблокировать или нарушить сигнал GPS. Подобные технологии разрабатываются также военными.

Глушение (jamming) GPS осуществляется волновым передатчиком, который посылает на тех же радиочастотах свой сигнал - более сильный, чем тот, что идет со спутника, заглушая его.

Спуфинг (spoofing), или подмена сигнала, осуществляется передачей фальшивого сигнала GPS - наиболее вероятно, военными специалистами какого-либо государства - на вражеский самолет или беспилотник с целью «обмануть» его и вывести из строя. Спуфинг считается более опасным, чем глушение.

Для гражданской коммерческой авиации спуфинг опасен тем, что подмененный сигнал может быть принят GPS-приемником пассажирского самолета, и пилот и диспетчеры на земле будут введены в заблуждение относительно времени или местонахождения лайнера.

ГДЕ БЫЛИ ЗАМЕЧЕНЫ ПОМЕХИ?

В декабре авиационная ассоциация OPSGROUP обратила внимание на всплеск сообщений о фальшивых сигналах GPS, повлиявших на частные и коммерческие авиарейсы в регионе Ближнего Востока, включая Ирак, Иран и Израиль, а также над Черным морем.

Замечена тенденция - инциденты часто происходили вблизи зон военных действий, что можно объяснить тем, что эта технология в первую очередь призвана обезвреживать дроны-камикадзе.

Страны Балтии - Латвия, Литва, Эстония - сообщали о подобных явлениях в течение нескольких лет, в особенности после февраля 2022 года, когда началась «СВО» России против Украины.

В прошедшие шесть месяцев глушение в районе Балтийского моря усилилось, сказал глава комитета по безопасности в Финской ассоциации пилотов Лаури Сойни, работающий в Finnair.

По его словам, глушение сейчас происходит в области, простирающейся от Польши через государства Балтии до побережья Швеции и Финляндии, и ощущается также на более низких высотах и в судоходстве.

В то время как политики, в том числе немецкие, указывают на Россию как наиболее частый источник проблем балтийских стран, эксперты говорят, что военные западных государств, включая США и Британию, вероятно, используют эту технологию в какой-то форме в разных частях мира.

ЧЕГО ОПАСАЮТСЯ АВИАЛИНИИ?

Большинство современных авиалайнеров оснащены сенсорами и датчиками разных видов для определения местонахождения, не только Global Positioning System, и способны продолжать полет, даже если произошло вмешательство в систему GPS.

Однако пилоты и эксперты авиационной отрасли говорят, что авиакомпании всё же главным образом полагаются именно на GPS. Если происходит глушение или спуфинг, экипаж может быть вынужден отключить GPS, и тогда перезагрузить систему на остаток полета может быть невозможно в силу ряда причин.

Это может вызывать стресс и задержки со взлетом или посадкой, поскольку некоторые процедуры на этих этапах требуют включенной и работающей GPS.

Для некоторых частных джетов навигация по GPS - единственно доступная форма навигации.

Впрочем, менеджер по безопасности и действующий капитан летных экипажей AirBaltic Янис Кристопс говорит, что ситуация, сложившаяся в Тарту с Finnair - это редкий случай. Большинство крупных аэропортов имеют широкий набор навигационных инструментов на случай, если GPS не будет работать, сказал он.

А учитывая разнообразие устройств, применяемых для глушения и подмены сигнала, сектору пассажирской авиации трудно подобрать одно общее технологическое решение для противодействия этим рискам.

Вместо этого руководство отрасли и регуляторы ищут способы обучения пилотов, чтобы они умели быстрее обнаруживать вмешательство и ориентироваться в ситуации.

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду (Анна Кауранен, Иоанна Плучиньска и Джеймс Пирсон. Перевод Анны Козловой)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку