В то время как Владимир Путин не оставляет надежд организовать в Турции газовый хаб, в Анкаре решили двигаться в противоположном направлении — снижать зависимость от российских энергоресурсов. На замену им предполагается закупить огромные объемы у «недружественной» для России страны, с которой Турция восстанавливает отношения, после того как они ухудшались в течение нескольких лет.
Турция намерена сформировать «портфель новых поставок», чтобы снизить зависимость от любого поставщика, сказал Financial Times министр энергетики Альпарслан Байрактар. Для этого, по его словам, страна ведет переговоры с американской ExxonMobil о заключении долгосрочного контракта (возможно, на десятилетие), по которому будет закупать до 2,5 млн тонн СПГ (3,5 млрд кубометров) в год. Такой объем по текущим ценам стоит $1,1 млрд, хотя обсуждение условий контракта продолжается, сказал Байрактар.
По данным турецкого Управления по регулированию энергетического рынка, в 2022 г. доля России в газовом импорте Турции, которая практически весь газ закупает за рубежом, составила 40%, а доля США, которая росла в последние годы, превысила 10%.
ExxonMobil подтвердила FT, что ведет предварительные переговоры с Турцией, но отказалась обсуждать детали. Компания планирует увеличить поставки СПГ до 40 млн тонн к 2030 г., что почти вдвое больше, чем в 2020 г.
Турция стремится диверсифицировать закупки до того, как некоторые ее долгосрочные контракты с Россией истекут в 2025 г., а с Ираном — в 2026 г., сказал Байрактар. В целом, на закупки СПГ в прошлом году пришлось около 35% импорта — против 15% в 2014 г.
После переизбрания на президентских выборах в 2023 г. Реджеп Тайип Эрдоган начал налаживать отношения с США. Так, Анкара сняла вето на вступление Швеции в НАТО, а Вашингтон согласился продать ей истребители F-16 на миллиарды долларов.
Отрубив Европе газ в наказание за поддержку ею Украины в 2022 г., Путин в октябре того года выдвинул идею создания в Турции хаба, куда можно было перенаправить утраченные поставки из «Северного потока». «В этом заинтересованы все — и наши турецкие друзья, и мы заинтересованы, и все, кто хотят приобретать наши ресурсы на европейском континенте», — заявил он год спустя, говоря о возможности создания в Турции электронной площадки для торговли газом на европейском континенте.
С тех пор значимых подвижек в реализации этой идеи не произошло. Евросоюз поставил цель полностью отказаться от закупок российского газа к 2027 г.