Новый пакет военной помощи от США на $61 млрд позволит Украине остановить продвижение российских войск и выровнять ситуацию на фронте. Но это «оборонительный» пакет, и для освобождения оккупированных территорий такой поддержки недостаточно, считают военные эксперты. Долгосрочное же видение, которое позволило бы Украине одержать победу в войне с Россией, по их мнению, по-прежнему отсутствует, из-за этого нет планов обеспечить Киев соответствующими вооружениями.
Живой фактор
На создание необходимого наступательного потенциала Украине, вероятно, понадобится время до 2026–2027 гг., пишет The Economist со ссылкой на человека, знакомого с украинским военным планированием. Одна из проблем с неудавшимся в 2023 г. контрнаступлением заключается в том, что Вооруженные силы Украины (ВСУ) так и не научились в необходимой мере проводить общевойсковые операции, хотя десятки тысяч солдат прошли подготовку на западных военных базах. Пяти недель тренировок для непрофессиональных солдат оказалось недостаточно, к тому же многие с тех пор погибли. Тех, кого призовут по новому закону о мобилизации, тоже придется обучать.
Новые поставки оружия из США позволят Украине стабилизировать ситуацию на фронте и сокращают шансы на прорыв ее обороны, считает военный эксперт Майкл Кофман, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир. Но их не хватит, чтобы вернуть оккупированные территории, а «решающим фактором» уже в этом году станет живая сила, полагает Кофман.
Пока идет подготовка войск, ВСУ нужно с помощью западных вооружений подрывать боевые возможности России. Правда, та смогла увеличить армию с начала войны на 15%, до 470 000 человек, заявил недавно генерал Кристофер Каволи, верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе.
Однако набранные при мобилизации и по контракту солдаты не обладают профессиональной подготовкой войск, участвовавших во вторжении. Армия остается плохо организованной, ей приходится использовать более старую и простую военную технику, чем в начале войны, отметил в разговоре с Financial Times западный чиновник: «В феврале 2022 г. у России была гораздо более оснащенная и подготовленная армия».
Чтобы не позволить России создать сильную армию, ВСУ должны заставлять ее нести потери убитыми и тяжелораненными в количестве 50 000 человек каждые полгода, оценивало Министерство обороны Эстонии. Пока этот «план» перевыполняется с лихвой: по данным США и Великобритании, потери России составили 315 000 человек. Она также лишилась почти 15 500 единиц техники, по информации Oryx, и сейчас поступающие на фронт танки, бронеавтомобили и артиллерийские комплексы во многом являются обновленной старой советской техникой, взятой со складов.
Хотя Россия производит сейчас больше снарядов, чем Украина, ЕС и США, вместе взятые, до осени 2022 г. мощность ее артобстрелов составляла 60 000 выстрелов в день, а сейчас — только 10 000 (и это несмотря на закупку боеприпасов у Северной Кореи), указывает Павел Лузин, приглашенный старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики.
Артиллерийских снарядов из американского пакета помощи, по-видимому, хватит на год, полагает Кофман. Стабилизируя ситуацию на фронте, Украина должна продолжать наносить удары по российским целям на дальних расстояниях, в частности, используя ракеты, которые ей поставляют Великобритания, Франция, а теперь и США. Вашингтон еще до официального объявления передал Киеву ракеты ATACMS, которые бьют на 300 км.
Нужен план
Без американской помощи российская армия по артиллерийской мощи превзошла бы украинскую в 10 раз в ближайшие недели, говорил Каволи в середине апреля. Отчаянное положение, в которое ВСУ попали из-за нехватки боеприпасов, сделало Владимира Путина в последние месяцы «самоуверенным и счастливым», рассказал FT хорошо знающий его человек. И добавил:
Увидим, изменит ли это военная помощь [США].
Директор ЦРУ Уильям Бернс, недавно предупреждавший о возможном поражении Украины в этом году, после одобрения пакета помощи заявил, что ВСУ смогут «удержать позиции» на фронте и опровергнуть «самонадеянную точку зрения» Путина, будто бы «время на его стороне».
«Хотя возобновление американской поддержки поможет избежать потенциального военного поражения в 2024 г., последние месяцы четко продемонстрировали опасность (чрезмерной) зависимости от военной помощи США, — считает Андриус Турса, советник по Центральной и Восточной Европе консалтинговой компании Teneo. — У Киева и его союзников также отсутствует общее видение того, что собой представляет украинская „победа“ и какие шаги и ресурсы потребуются для ее достижения. Официально Киев по-прежнему стремится освободить все территории, оккупированные с 2014 г., но мало кто считает это реалистичным в ближайшей и среднесрочной перспективе».
Превращение проукраинской коалиции в антипутинскую — важнейшее условие победы Запада в войне, уверен директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев: «Пока „собственник земли Русской“ не осознáет, что вопрос стоит не о том, по какой линии в Донбассе или около него будет проходить российско-украинская граница, а о том, сохранит ли лично он власть и жизнь, никакие усилия „глобальных коалиций“ не заставят его отступить. Гибель тысяч людей его совершенно не волнует, ресурсы для продолжения войны у него имеются».
О необходимости разработки долгосрочных планов говорится и в публикации Атлантического совета. Чтобы убедить Путина в тщетности его надежд на успех вторжения, «американские и европейские лидеры должны принять гораздо более систематичный и долгосрочный подход к снабжению украинской армии, а также защитить его от смены политических ветров в некоторых западных столицах».
Не нужно сетовать на отсутствие плана, в котором бы описывалось, как именно Украина придет к победе в войне, возражает начальник штаба обороны Великобритании адмирал Энтони Радакин. «Не стоит ждать, что кто-то публично скажет: „Вот план, и произойдет то-то и то-то“, — сказал он в интервью FT. — [Некоторые аспекты украинского подхода] будут скрыты, другие будут диктоваться тактическими или оперативными преимуществами, а третьи зависят от более фундаментальных аспектов. [Некоторые факторы] в следующем году проявятся сильнее, чем в этом… но позволят Украине гораздо сильнее влиять на ход военных действий, чем раньше».