Флагман российского автопрома АвтоВАЗ недаром жалуется, что китайские автомобили подрывают его бизнес. Когда говорят о том, что китайцы захватили российский автомобильный рынок, обычно имеется в виду, что на них приходится уже 60% продаваемых в России машин. Но в деньгах ситуация еще хуже: доля китайских марок в выручке от продажи новых автомобилей в прошлом году перевалила за 80%. АвтоВАЗ остается лидером по количеству проданных автомобилей, но по выручке он лишь третий.
Финансовые результаты за 2023 г. АвтоВАЗ не публикует. Глава Минпромторга Денис Мантуров сказал лишь, что концерн операционно прибыльный, хотя продолжает покрывать убытки предыдущих лет. В прошлом году министр ждал от него значительного улучшения по сравнению с провальным 2022 годом. Тогда выручка АвтоВАЗа рухнула на 43%, до 169,9 млрд рублей (здесь и далее — данные «КонтурФокус»). В 2023 г. она, скорее всего, выросла максимум в два раза.
«Если в 2023 году доля выручки АвтоВАЗа составила около 10,8% в общем денежном объеме рынка новых автомобилей в России, то в I квартале этого года упала ниже 10%, и эта тенденция — пугающая», — говорил президент концерна Максим Соколов. По данным «Автостат Инфо», в прошлом году продажи новых автомобилей в России составили 2,8 млрд руб. Получается, выручка АвтоВАЗа — около 300 млрд руб. (+77% к 2022 году).
В прошлом году концерн, по данным «Автостата», увеличил продажи на 86% — с 174 688 до 324 446 автомобилей. Если добавить к этому инфляцию (7,4%), получится, что выручка удвоилась (около 340 млрд руб.).
В любом случае АвтоВАЗ далеко отстает от двух китайских компаний-лидеров продаж. Десять самых продаваемых китайских брендов в 2023 году в разы увеличили объем российского бизнеса.
Обогнали АвтоВАЗ
Выручка ООО «Чери Автомобили», представляющей в России продукцию китайского госконцерна Chery, выросла в 3,8 раза до 556 млрд рублей — минимум в 1,5 раза больше предполагаемой выручки АвтоВАЗа. Чистая прибыль «Чери Автомобили» составила 34 млрд руб. против 27,9 млрд годом ранее. Рост масштабов и прибыльности ее российского бизнеса хорошо виден в сравнении с довоенным 2021 г., когда доля всех китайских брендов не превышала 13%. Тогда «Чери Автомобили» получила чистую прибыль 2,4 млрд руб. при выручке в 62 млрд.
Бренд Chery по итогам прошлого года был на втором месте по продажам в России после Lada, и на первом месте среди «китайцев». Три модели его кроссоверов вошли в число самых продаваемых иномарок страны. Хорошо продаются и автомобили других марок, входящих в автоконцерн Chery: OMODA, EXCEED, Jetour, KAIYI. Все они попали в десятку самых популярных китайских марок прошлого года (5-я, 6-я, 9-я и 10-я позиции соответственно). Российские юрлица Omoda и Exceed, которые принадлежат «Чери Автомобили», финансовые результаты за прошлый год пока не раскрыли. Их показатели могут быть хотя бы отчасти учтены в общих данных компании, предполагает дилер Chery.
Jetour стал продаваться в России только в прошлом году, он поставляется через отдельную компанию, созданную китайским заводом марки. ООО «Джетур Мотор рус» уже вышло в плюс: чистая прибыль в 2023 г. составила 1,9 млрд руб., выручка — 34,1 млрд руб. Kaiyi тоже появилась в России в 2023 г., но ее здесь представляет калининградский завод «Автотор», начавший сборку седана Е5 и кроссоверов X3 и X3 pro. «Каи рус» получила в прошлом году выручку в 17,3 млрд руб. (чистая прибыль — символические 72 000 руб.). Если прибавить показатели Jetour и Kaiyi к Chery, ее выручка перевалит за 600 млрд руб.
Заметно обогнал АвтоВАЗ и Haval, «внедорожное» подразделение Great Wall Motors. Его в России представляет ООО «Хавейл мотор рус», выручка которого выросла почти в четыре раза (+297%) до 323 млрд рублей. Это сопоставимо с оценочным показателем АвтоВАЗа.
Haval, однако, редкий пример китайской компании, у которой в России есть производство — завод под Тулой. Им управляет «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг», чья выручка в 2023 г. составили 108,3 млрд руб. (+142%). Завод в прошлом году увеличил выпуск в 2,5 раза, приблизившись к отметке в 100 000 автомобилей. Правда, чистая прибыль снизилась на 42% до 16 млрд руб. Это связано с резким ростом производственных издержек прежде всего из-за повышения расходов на доставку машинокомплектов, комплектующих и оборудования из Китая, объясняет источник в компании. Общая выручка производственного и дилерского подразделений превышает 430 млрд руб. (в 2022 г. — 156 млрд).
Great Wall в прошлом году привела в Россию еще один бренд — Tank, сразу занявший 7-е место по продажам. Правда, выручка ООО «Тэнк мотор трейд рус» составила всего 1,5 млрд руб. (чистая прибыль всего 68,5 млн руб.). Дилер марки предполагает (комментариев ни одного из концернов получить не удалось), что показатели Tank частично учтены в результатах Haval.
Догоняют АвтоВАЗ
Остальные китайские автоконцерны пока уступают АвтоВАЗу, но быстро догоняют. Выручка представляющего Geely ООО «Джили-Моторс» — 199,6 млрд рублей (+221%) при чистом убытке 3,9 млрд — из-за инвестиций в развитие российского бизнеса в условиях растущей конкуренции, объясняет менеджер российского представительства. «Проще говоря, конкуренция резко растет, компания воевала за рыночную долю, давала скидки, инвестировала в восстановление производства на заводе в Беларуси, которое весной 2022 года пришлось прикрыть из-за проблем с поставками машинокомплектов из Китая», — переводит руководитель дилерского центра китайской марки.
Пятый по продажам в 2023 г. бренд Changan (ООО «Чанъань Моторс Рус») увеличил выручку до 124,6 млрд руб., заработав 7,5 млрд руб. Показатели остальных брендов заметно меньше, но также быстро растут (например, выручка от продажи JAC — 15,7 млрд руб., чистая прибыль — 2,1 млрд).
Высокий утилизационный сбор уже не сдерживает китайский автопром так хорошо, как мог бы, жаловался Соколов. Китайцы активно захватывают российский авторынок. «У Китая проблемы со сбытом того, что они у себя производят (свой рынок растет медленнее, чем они думали, США и ЕС ограничивают, не хотят попасть в зависимость)», — объяснял профессор ВШЭ Олег Вьюгин. Они дают такие большие скидки — вплоть до 900 000 рублей, что начинают конкурировать с Lada по цене.
«Китайцы работают в наиболее маржинальном сегменте рынка, то есть меньшим количеством автомобилей они собирают больше денег. Нас выдавливают вот в этот низкомаржинальный сегмент. <…> Разработок, инноваций в этом низкомаржинальном сегменте меньше, потому что его надо дешевле продавать — и вот нас туда давят», — сетовал Соколов.
Остатки былой роскоши
В топ-10 по продажам новых легковых автомобилей по итогам прошлого года остались три некитайских бренда — три последние строчки заняли бывшие лидеры рынка Kia, Hyundai и Toyota соответственно. Это остатки былой роскоши, объясняли эксперты «Автостата»: лидеры довоенных лет прекратили поставки машин в Россию и два года распродавали то, что было накоплено на складах, плюс какие-то автомобили их марок стали завозить по параллельному импорту независимые импортеры через третьи страны.
Запасы были велики, а инвестиции прекратились. Поэтому итоги 2023 года для российских дочек этих брендов оказались хорошими. Выручка «Киа Россия и СНГ» хоть и снизилась в четыре раза (на 74%), составила 24 млрд рублей, а чистая прибыль — 13 млрд руб. Показатели «Хэндэ мотор СНГ» — 18 и 6 млрд рублей соответственно, а «Тойота мотор» — 10 и 1 млрд.