Западные санкции лишь частично ограничили приток иностранных товаров и услуг в Россию. В ряде случаев иностранные компании, сами того не желая, помогают Кремлю проводить его захватническую политику: у одних микрочипы через третьи страны попадают на российские военные заводы, у других строительные материалы используются для строительства зданий на оккупированных территориях.
Но есть и те, кто сознательно продолжает работать с режимом Владимира Путина. «Жажда прибыли означает, что после начала войны в Украине бизнес [в России] продолжился… Деньги текут свободно, и все счастливы», — сказал газете Le Parisien бывший топ-менеджер небольшой компании PGA. Это французское подразделение американской группы Astronics занимается авионикой — пилотажно-навигационными и коммуникационными электронными системами, которые устанавливаются на борту воздушного судна.
PGA до сих пор обслуживает самолеты VIP-персон — Ил-96 или Superjet-100 Дмитрия Медведева, Сергея Шойгу, Дмитрия Пескова, даже самого Путина, а также два самолета ФСБ, показало расследование Le Parisien. Российские специалисты еще не освоили систему, которая управляет из кабины всей бортовой электроникой, но для «самолетов разжигателей войны» она особенно важна, поясняет газета: так, в случае сбоя конференц-зал под открытым небом, соединяющий, например, министра обороны с начальником Генштаба, перестанет функционировать.
Хотя после российского вторжения в Украину ЕС ввел жесткие санкции в авиационном секторе, PGA с тех пор заработала в России 4-5 млн евро, что соответствует оснащению семи самолетов, рассказал Le Parisien бывший топ-менеджер компании, который остается в курсе ее деятельности благодаря своим связям в профессиональной среде. Специалисты PGA не просто проводят дистанционную диагностику системы, но и поставляют необходимые для ее функционирования компоненты. Так, в декабре 2023 г. Москва разместила заказ на электронное оборудование на 1 млн евро. По словам источника газеты, оно должно быть поставлено в этом году — «конечно, втихаря».
Чтобы обойти санкции, PGA отправляла комплекты оборудования — камеры, кабели, электронику — на старую советскую базу неподалеку от Еревана, а оттуда они вывозились в Москву. Там, на военном аэродроме в пригороде российской столицы, под удаленным руководством французских специалистов, проводилась установка оборудования, говорит бывший топ-менеджер PGA. Подтверждением этому служат трекеры, которые прикрепляются к грузу:
Техники компании в Шатору (городе в центральной Франции, где расположена PGA. – The Moscow Times) понимают, что их клиенты, а, значит, и оснащаемые самолеты, находятся в Москве, а не в Ереване.
Финансовые расчеты с российскими клиентами PGA проводит через Дубай.
Летом прошлого года во Франции арестовали руководителей компании Ommic за передачу Китаю и России секретных технологий, использующихся в военной отрасли. По оценкам следователей, после начала войны в Украине Ommic поставила российской государственной компании, производящей вооружение, полупроводники двойного назначения на 11,8 млн евро. Сложная схема предполагала их отправку через Китай, также были проложены маршруты через Литву, Индию и Турцию.
В начале апреля 2024 г. фигурантами расследования немецкого издания ARD Monitor стали производитель стройматериалов Knauf и WKB Systems, которая оснащает заводы по производству бетонных блоков. Их продукция использовалась для восстановления оккупированного Мариуполя, Knauf также участвовала в проекте строительства жилого дома по заказу Минобороны РФ.
Knauf заявила, что осуждает войну, а ее выпускаемая в России продукция предназначена «исключительно для российского рынка». Тем не менее, компания решила уйти из России и передать бизнес местному менеджменту.