В 2023 году продажи новых суперъяхт — судов длиной более 30 метров — упали на 17%, говорится в отчете SuperYacht Times, передает CNBC. Причиной стал рост цен, длинные списки ожидания и санкции против российских миллиардеров, введенные из-за войны в Украине.
Всего было продано 203 суперъяхты — на 42 меньше, чем в прошлом году. А по сравнению с рекордным 2021 годом, когда удалось реализовать 313 таких судов, сокращение составило 35%.
Больше всего пострадал рынок роскошных суперъяхт длиной более 100 метров. Здесь продажи рухнули на 40%. Основной причиной стали санкции против российских олигархов. «Русские предпочитали заказывать очень экстравагантные и очень большие яхты», — отметил глава отдела аналитики SuperYacht Times Ральф Дазерт. Например, яхта Phi, принадлежащая российскому девелоперу Сергею Науменко, включает «бесконечный» винный погреб, а Axioma, собственником которой ранее был экс-совладелец группы «Синара» и Трубной металлургической компании (ТМК) Дмитрий Пумпянский, имеет 3D-кинотеатр, двухэтажный салон и акваспуск, ведущий с верхней палубы прямо в море.
По данным SuperYacht Times, почти четверть всех продаж суперъяхт в прошлом году пришлась на граждан США. Как правило, американцы предпочитают более компактные суда по сравнению с ближневосточными и российскими покупателями.
Дазерт рассказал, что сейчас клиенту, который закажет новую яхту длиной более 60 метров, придется ждать три-четыре года из-за проблем, накопившихся в результате пандемии коронавируса. Цены также растут в связи с увеличением затрат на рабочую силу и материалы. Учитывая ситуацию, Дазерт ожидает, что продажи продолжат падать в этом году.
Одновременно растет количество готовых суперъяхт. Это вызвано тем, что сейчас спускают на воду суда, заказанные еще во время пандемии. В 2023 году количество готовых яхт выросло на 31% и составило 202 штуки.
В общей сложности на данный момент в мире насчитывается около 6000 суперъяхт, что втрое больше, чем в 2002 году. По словам Дазерта, «пул покупателей постоянно расширяется».