Всплеск насилия со стороны участников войны, вернувшихся из Украины, не является предметом для беспокойства Кремля, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Он ответил отрицательно на вопрос о том, фиксирует ли Кремль какую-то тревожную статистику в связи с тем, что в российских СМИ все чаще появляются публикации о «трагических случаях домашнего насилия», совершенного участниками войны.
Песков напомнил, что недавно Владимир Путин присутствовал на расширенной коллегии Министерства внутренних дел и «среди вызывающих обеспокоенности показателей эти виды насилия никак не фигурировали».
По меньшей мере 192 участника войны с Украиной были осуждены в России за насильственные преступления с начала вторжения, подсчитала «Новая газета Европа». 143 человека обвинялись в причинении вреда здоровью разной степени тяжести. Действия 26 из них закончились гибелью потерпевшего. Среди тех, кто совершил преступления против жизни и здоровья, судимость имеет каждый шестой военный.
Широкий общественный резонанс вызвал приговор экс-наемнику ЧВК «Вагнер», сломавшему глазницы бывшей жене на глазах у дочери. Женщина, которой пришлось заменить раздробленные кости лица титановой пластиной, добилась возбуждения уголовного дела об умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести. Но обвиняемый принес на суд медаль «За взятие Бахмута» и отделался лишь штрафом в 5 тысяч рублей.
В 2023 году российские суды поставили исторический рекорд по приговорам в отношении военнослужащих, совершивших умышленное убийство. В общей сложности к ответственности по статье 105 УК были привлечены 116 человек, писала «Медиазона» со ссылкой на данные Верховного суда.
В конце марта в Москве за жестокое убийство задержали бывшего осужденного Сергея Миронова, завербованного в ЧВК «Вагнер». По данным следствия, вернувшись из Украины, 51-летний наемник отрезал ухо своей 42-летней сожительнице, а затем более 15 раз ударил ее ножом и сам вызвал полицию. В этот момент в квартире находилась 15-летняя дочь жертвы.
Массовая вербовка россиян в тюрьмах началась летом 2022 года. Осужденным предлагалось помилование в обмен на полгода участия в войне. По такой схеме на фронт отправились почти 50 тыс. человек, говорил основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. В итоге десятки осужденных за тяжкие насильственные преступления вернулись в места своего прежнего проживания.
Ранее Путин заявил, что не видит ничего деструктивного в практике отправки зэков на войну, поскольку там они могут «искупить свою вину в полной мере». Президент признавал, что у вернувшихся на гражданку помилованных осужденных бывают рецидивы. Но «это жизнь, ничего здесь не поделаешь, она диктует нам свои суровые законы», говорил он.
Тем не менее с недавних пор отправившиеся на фронт заключенные перестали получать помилование от Путина — вместо этого им дают «условное освобождение» и автоматически продлевают контракты с Минобороны, что не позволяет им вернуться домой до конца войны.