Крупнейшие торговые сети попросили власти разрешить продажу молочной продукции с нечитаемыми кодами маркировки. Это следует из письма Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ; включает X5 Group, «Магнит», «Азбука вкуса» и др.) вице-премьеру Дмитрию Григоренко, с которым ознакомился РБК.
После введения обязательной маркировки правительство разрешило магазинам продавать молочную продукцию с нарушениями, но ограничило объем таких продаж — он не должен был превышать 2% от общего объема молочной продукции, реализованной за месяц.
Послабление действовало с 27 июля 2023-го по 1 апреля 2024 года. При этом оно вводилось для того, чтобы производители и продавцы могли адаптироваться к технологиям маркировки молочной продукции после ее внедрения. Помимо прочего, механизм позволял производителям сократить количество товаров с нечитаемым кодом, исправить возникавшие ошибки и избежать издержек.
Но проблемы с кодами до сих пор возникают у большинства производителей, утверждают в АКОРТ. Объем нечитаемых кодов, по данным ассоциации, у разных торговых сетей и в разное время варьируется от 0,5 до 1,5% от общего количества проданных товаров. Это говорит о том, что применение различных технологий нанесения и отбраковки на производстве, а также проверка кодов маркировки на всех этапах товаропроводящей цепи не гарантирует 100% считываемости при продаже товаров на кассе, отметили в Ассоциации.
В случае запрета на реализацию 1,5% «бракованной» молочной продукции, придется утилизировать более 500 млн единиц продукции в год. Поэтому АКОРТ просит продлить действие механизма.
В операторе системы маркировки — «Центре развития перспективных технологий» (ЦРПТ) настаивают, что возможность продавать молочную продукцию с плохо читаемыми кодами была разработана Минпромторгом как временная. По данным компании, если на первом этапе количество «бракованных» товаров могло составлять 2%, то на текущий момент это не более 0,3%.
По данным Национального союза производителей молока (Союзмолоко), по итогам 2023 года объем рынка молочной продукции составил 2,6 трлн руб. Соответственно, максимальный объем товаров с нарушениями маркировки, 1,5% рынка, может оцениваться в 39 млрд руб. в год, или 3,3 млрд руб. в месяц.
Вопрос продления возможности продажи молочной продукции с нечитаемыми кодами обсуждался в Минпромторге. Чиновники согласились продлить механизм, но с порогом 0,5%, рассказали РБК два источника.
Внедрение «какой-то доли» допустимых отклонений по кодам, которые не считываются, позволит одновременно пресечь незаконный оборот и избежать потерь качественной и безопасной молочной продукции, отметил гендиректор Союзмолока Артем Белов.