Собравшийся вроде бы покинуть Россию Райффайзенбанк разместил с декабря 2023 г. более 2400 объявлений о наборе сотрудников, где говорится об амбициозных планах по развитию бизнеса, выяснила Financial Times. В частности, банк ищет почти 1500 человек на позиции менеджеров по продажам и специалистов по обслуживанию клиентов.
«Мы активно расширяем базу корпоративных клиентов в зарплатном направлении. Сейчас мы в поисках кандидата, который будет привлекать компании на зарплатное обслуживание», – говорится в одном из объявлений. Другое приглашает «в команду тех, кто уже работал в сфере b2b-продаж», т. е. занимался поиском корпоративных клиентов. А подразделению по работе со средним бизнесом нужны сотрудники, чтобы добиться многократного расширения клиентской базы и стабильного двузначного роста прибыли.
Это противоречит как заявлениям банка о постепенном сворачивании российского бизнеса, так и ряду конкретных действий. В частности, кредитный портфель Райффайзенбанка сократился на 56% по сравнению с началом 2022 г. Но при этом он стал единственным из европейских банков, который еще работает в России и публикует данные о численности персонала местного подразделения, чей штат увеличился за последние два года. У Райффайзенбанка он вырос на 6,6% до 9942 человек на конец 2023 г., тогда как у «Юникредита» сократился на 27,7% до 3171 человека, а у «Дойче банка» – почти в 10 раз. Немецкий банк весной 2022 г. вывез в Берлин почти половину из 1500 работавших в Москве и Петербурге IT-сотрудников (они составляли четверть штатных компьютерных специалистов его глобального инвестбанковского подразделения). В конце 2023 г. в России у Deutsche Bank оставалось 179 человек.
Топ-менеджер работающего в России европейского банка сказал FT, что Райффайзенбанк пытался переманить у него ряд сотрудников. В одном из объявлений австрийского банка говорится: «Чтобы продолжать расти, нам нужна сильная и единая команда».
В ответ на запрос FT в штаб-квартиру австрийского Raiffeisen Bank International (RBI) тот сообщил, что представленная газетой информация заставила гендиректора Йохана Штробля немедленно заняться выяснением произошедшего. Как сообщил ему совет директоров российской «дочки», были размещены шаблонные объявления о найме сотрудников, по ошибке не адаптированные к текущей ситуации.
Они не отражают мер, которые RBI предпринимает для сворачивания российского бизнеса и не соответствуют планам банка, говорится в заявлении RBI: «Сокращение российского бизнеса в 2024 г. продолжится. Raiffeisen продолжит работать над потенциальной сделкой, продажей или отделением, которая приведет к выделению «Райффайзенбанка Россия» из [банковской] группы».
Вместе с тем, признает банк, ему приходится нанимать сотрудников в связи с большим оттоком персонала, ведь на случай такой сделки бизнес необходимо сохранить в рабочем состоянии. А ее перспективы туманны, и возможна она только с разрешения российских властей. RBI также не может вывести из России прибыль, и для частичного решения этой проблемы придумал необычную схему. В декабре 2023 г. он объявил, что российская «дочка» купит у Олега Дерипаски почти 28% акций австрийской строительной компании Strabag за 1,5 млрд евро и передаст их материнской группе в виде дивидендов. RBI пообещал соблюсти все санкционные требования при проведении сделки, которую критично оценило Министерство финансов США.