Не менее пяти человек стали жертвами паводка в Оренбургской области, сообщают «Важные истории» со ссылкой на родственников и знакомых погибших, а также на волонтеров. По данным журналистов, четыре человека погибли в Орске, еще один — под Оренбургом.
65-летний Сергей Ларин проживал в Орске, после начала наводнения мужчина отказался от эвакуации. О его пропаже впервые сообщили в местных чатах 9 апреля, позже стало известно, что Ларин погиб. Эту информацию «Важным историям» подтвердила родственница погибшего. Женщина также сообщила, что похороны Сергея Ларина уже прошли, при этом в морге родным не назвали официальную причину смерти.
«К сожалению, сказали, что причину смерти напишут через месяц. Не ставят переохлаждение — думаем, специально, чтобы не выплачивать (компенсацию. — TMT) и не нагонять у жителей панику. Потому что оказывается, что это не единственный случай смерти по причине паводка», — рассказала родственница. Она добавила, что на улице, где проживал Ларин, были найдены еще два тела погибших в результате паводка, но эту информацию журналистам подтвердить или опровергнуть пока не удалось.
Еще одна жертва наводнения в Орске — 82-летняя Зоя Степанова. Во время ЧП она находилась в своем доме, о ее пропаже стало известно 8 апреля. 15 апреля друг семьи Степановой сообщил, что пожилая женщина обнаружена мертвой.
70-летний Юрий Ларионов не эвакуировался вовремя, его дом затопило паводком. О пропаже мужчины в местных пабликах стали писать 9 апреля, родственники обратились в полицию с просьбой помочь в его поисках. Когда вода немного сошла, сотрудники экстренных служб смогли проникнуть в дом Ларионова и обнаружили его труп, рассказала знакомая его семьи.
Рустам Ахметов пропал 7 апреля. Утром 57-летний мужчина ждал МЧС в своем доме, а в обед он перестал выходить на связь. Его гибель подтвердила волонтерка, занимающаяся поисками пропавших в Орске. Она также сообщила, что погибших в городе больше, чем пропавших. «Точную цифру назвать не могу, но (погибших. — TMT) много», — рассказала волонтерка, посоветовав обратиться за более подробной информацией в «правоохранительные органы».
Еще один погибший — житель поселка Пригородный Оренбургской области Андрей Чернышев. 9 апреля его жена и дочь экстренно эвакуировались, а 51-летний мужчина остался, чтобы спасти домашнее хозяйство — свиней и коз. Вскоре он перестал выходить на связь. На следующий день родственники доплыли до дома, затопленного на тот момент по крышу. Тело мужчины обнаружили в рядом стоящем сарае. По словам вдовы погибшего, Чернышева похоронили 12 апреля, но получат ли родственники компенсацию — пока неизвестно: свидетельство о смерти выдадут только через 30 дней, и сейчас нельзя сказать, что будет указано в причинах гибели.
Еще как минимум два человека могли пропасть без вести — пенсионерка Нина Соловьева и ее 49-летний сын Алим Сатигулов. Они проживали в Орске, а их поиски длятся уже более 10 дней. Родственники написали заявление в полицию, однако из-за того, что на месте все еще много воды, в дом проникнуть сотрудникам экстренных служб пока не удалось. В местном поисково-спасательном отряде «ОренСпас» утверждают, что заявок на поиски Соловьевой и Сатигулова не поступало.
Кроме того, местные жители рассказывают, что в Орске спасатели нашли тела мужчины, погибшего от удара током, а также волонтеров, погибших после того, как их лодки получили пробоины во время спасательной операции. Эту информацию пока проверить не удалось.
Утром 16 апреля мэрия Орска в своем телеграм-канале сообщила, что на частном водохранилище на границе с Казахстаном произошел перелив через дамбу, из-за чего в Орск может снова прийти вода. «Есть угроза подтопления поселка Тукай. Объявлена эвакуация», — сказано в публикации.
Наводнение в Орске началось 5 апреля после прорыва насыпной дамбы, защищавшей город от реки Урал. В 2014 году гидротехническое сооружение почти за 1 млрд рублей построила компания, близкая к местным властям. Как рассказал после произошедшего глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин, дамба в Орске представляла собой земляной вал, который не может стоить 1 млрд рублей. В результате прорыва дамбы вода затопила Орск и дошла до Оренбурга, в регионе затоплены более 15 тыс. домов, тысячи людей были эвакуированы.
8 апреля жители Орска вышли на митинг к зданию администрации на Комсомольской площади. Они потребовали увеличить компенсации за потерю имущества и выразили недовольство действиями местных властей во время паводка. Люди кричали «Позор» и «Путин, помоги!», требуя отставки орского мэра Василия Козупицы.
По информации источников «Известий», власти Орска выделяли на обслуживание дамбы меньше средств, чем на городские цветники: 4,8 млн рублей против 1,6 млн в текущем году. А на благоустройство площади возле городской администрации была потрачена сумма, в 167 раз превышающая стоимость годового содержания гидротехнического сооружения, — 268 млн рублей.
15 апреля Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) сообщил, что мэр затопленного Орска Василий Козупица вывез свою семью в Дубай, а за месяц до наводнения сын градоначальника Николай Козупица, уехавший из России сразу после объявления мобилизации в сентябре 2022 года, приобрел квартиру площадью более 90 м² в элитном комплексе Binghatti Nova с бассейном и тренажерным залом. Недвижимость обошлась родственникам мэра в 33 млн рублей.