Три металла, крупным поставщиком которых является Россия, отныне под запретом на двух мировых биржах — Лондонской и Чикагской. После введения Соединенными Штатами и Великобританией вечером в пятницу санкций против алюминия, никеля и меди Лондонская биржа металлов (LME) — главная площадка, где определяются мировые цены, — объявила, что прекращает прием на свои склады продукции, произведенной с 13 апреля.
За последние два года, что Россия ведет войну против Украины, она заработала на экспорте этих металлов $40 млрд. «Целью нашего нового запрета на ключевые российские металлы, вводимого в сотрудничестве с нашими британскими партнерами, остаются доходы, которые Россия может получать, чтобы продолжать свою безжалостную войну в Украине», — заявила министр финансов США Джанет Йеллен.
Россия производит 6% мирового никеля, 5% алюминия и 4% меди. «Присутствие российских металлов на европейском и американском рынке может сократиться еще сильнее, также изменятся мировые торговые потоки», — цитирует Bloomberg Вана Рона, старшего аналитика шанхайской брокерской компании Guotai Junan Futures. Теперь новая российская продукция сможет поступать только на склады одной биржи — Шанхайской.
Металлы, выпущенные до 13 апреля, правда, пока будет принимать на свои склады и LME, оценивая каждую отдельную партию; также под ограничения не подпадают поставки по двусторонним контрактам. Это должно, в частности, помочь стабилизировать цены. Санкции и действия бирж «не сильно влияют на физическую торговлю металлами за пределами складской системы LME, что должно смягчить ценовые последствия», написали аналитики Citigroup. Кроме того, как сказал Financial Times чиновник Министерства финансов США, «проконсультировавшись со многими рыночными участниками отрасли, мы понимаем, что, по их мнению, наблюдается избыток многих из этих металлов».
«Хотя „Норникель“ и „Русал“ поставляют большую часть металлов по двусторонним контрактам, отгрузки у них, скорее всего, уменьшатся и, вероятно, появится некоторый дисконт к биржевым ценам, что, впрочем, вполне может быть компенсировано общим ростом цен, в первую очередь меди и алюминия», — написали аналитики Промсвязьбанка.
Цена алюминия на утренних торгах в понедельник подскочила на 9,4% (максимум с введения на LME соответствующего контракта в 1987 г.), никеля — на 8,8%. Но затем котировки стали быстро опускаться, и к 12.00 мск рост составлял уже около 2% по обоим металлам.
Цена даже может снизиться, если трейдеры, у которых сейчас есть российские металлы, начнут отправлять их на склады LME с целью избавиться от них. По данным на конец марта, российский алюминий на складах биржи уже составлял 91%, медь — 62%, никель — 36%. Часть западных компаний — потребителей этих металлов после начала войны стали сокращать сотрудничество с российскими поставщиками или вовсе отказываться от их продукции. Так, Glencore, приобретавшая алюминий у «Русала» по двустороннему договору, стала «сгружать» металл на склады LME, а Norsk Hydro и Novelis отказались приобретать российский алюминий.
Хотя российские производители могут продолжать продавать металл на другие рынки, остается неопределенность, будут ли другие ключевые потребители за исключением Китая продолжать приобретать те же объемы российского металла, что и раньше, отмечают аналитики Goldman Sachs.