В России национализировали крупнейшего в стране производителя вина «Кубань-Вино», пишет РБК, ссылаясь на данные ЕГРЮЛ. В собственность государства также перешли: самое крупное виноградарское предприятие — агрофирма «Южная», винный производитель «Центр пищевой индустрии — Ариант», а также специализирующаяся на разведении свиней агрофирма «Ариант». Собственник компаний поменялся 10 апреля, при этом топ-менеджмент всех четырех юрлиц остался прежним.
Ранее всеми перечисленными компаниями владела ГК «Ариант», а передать активы в государственную собственность потребовала Генпрокуратура. Решение челябинского суда о передаче активов было вынесено 5 апреля.
«Кубань-Вино» является самым крупным в России производителем вина и владельцем виноградников. В прошлом году компания произвела 95,5 млн бутылок вина, еще 38,9 млн бутылок различных алкогольных напитков произвел «ЦПИ — Ариант». В числе брендов холдинга — «Шато Тамань», Aristov, «Высокий берег» и другие.
Генпрокуратура требовала конфисковать активы в счет «незаконного обогащения» на 105 миллиардов рублей экс-владельцев АО «Челябинский электрометаллургический комбинат» (ЧЭМК) — Юрия Антипова и Александра Аристова. Антипов и Аристов получили контроль над ЧЭМК в 1990-е годы, тогда же они основали группу «Ариант», в которую вошли предприятия пищевой промышленности, в том числе «Кубань-Вино». В 2020-м они разделили бизнес: первому отошли металлургические заводы, второму — активы в виноделии и пищевой индустрии.
13 февраля Генпрокуратура потребовала передать в собственность государства три завода Челябинского электрометаллургического комбината, продукция которых используется военно-промышленным комплексом страны. В качестве основания для национализации ведомство назвало незаконную приватизацию предприятий в 1990-х, а также поставки продукции в США.
В конце марта этого года Генпрокуратура потребовала национализировать крупнейшего в России производителя макарон — «Макфу». Ведомство считает, что «Макфа» и десяток других предприятий, включая «Смак» и «Челябинскоблгаз», должны быть национализированы, поскольку их бенефициары Михаил Юревич и Вадим Белоусов вели предпринимательскую деятельность, одновременно работая в органах власти.
19 февраля Генпрокуратура сочла незаконной передачу Ивановского завода тяжелого станкостроения (ИЗТС) в руки частных собственников и потребовала вернуть его государству. Как утверждают в надзорном ведомстве, решение о передаче акций оборонного завода в свое время приняли не уполномоченные на это лица и организации, а обязательного в таких случаях разрешения правительства страны получено не было.
В конце марта этого года президент РФ Владимир Путин принял участие в заседании коллегии Генпрокуратуры. Глава государства в ходе мероприятия заявил, что Россия якобы не намерена массово забирать крупные предприятия в государственную собственность. По его словам, работа прокуроров по национализации крупных активов оправдана в тех случаях, когда они были приобретены «в обход, с нарушением закона и, более того, используются во вред государству». «Ни о какой деприватизации, огосударствлении экономики речь не идет и идти не может», — подчеркнул Путин.
Прокуроры в судах добились возврата государству активов стратегических предприятий на сумму более 1 трлн рублей, отчитался Путину генпрокурор Игорь Краснов. Он добавил, что речь идет о десятках компаний, продукция которых «критически важна для укрепления обороноспособности и развития экономики страны». «Они выбыли из собственности Российской Федерации незаконным, в том числе коррупционным путем. Более того, часть их средств направлялась даже на финансирование террористической деятельности со стороны Украины», — заявил Краснов, отметив, что поручает органам прокуратуры тщательно разбираться с незаконным отчуждением предприятий в целях вывода активов за рубеж.
По подсчетам «Новой газеты. Европа» и «Transparency International — Россия», чаще всего российские власти национализируют предприятия ВПК и машиностроения, пищевой и рыбной промышленности, а также порты и недвижимость. В качестве формальных причин для изъятия активов из частных рук используются обвинения в незаконном владении собственностью и нарушении антикоррупционного законодательства. Есть также случаи, когда прокуроры просили признать недействительными сделки или создание бизнеса, объясняя это нарушением прав Российской Федерации. При этом некоторые подобные иски не опубликованы или засекречены, что лишает возможности ознакомиться с мотивировочной частью.