Власти хвастаются устойчивостью рубля и популярностью рублевых вкладов, но боятся, что доля валютных вкладов снова начнет расти.
За время войны доля валютных вкладов сильно снизилась, отмечает Центробанк в консультативном докладе: с 20% в начале 2022 г. до 7% в конце 2023 г. Сейчас все факторы сложились против валютных вкладов: низкие ставки, «токсичность» большинства привычных россиянам валют — долларов, евро и др., проблемы с валютными переводами из-за санкций и опасения новых ограничений. Из-за этого банки сами стараются не связываться с вкладами в «недружественных» валютах. «Банки сами ограничили привлечение „недружественных“ валют через введение комиссий за сопровождение таких счетов и переводы», — констатирует ЦБ.
Но ЦБ этого мало. «Мы бы не хотели, чтобы она (валютизация вкладов. — ТМТ) опять выросла», — говорится в докладе. Он считает, что «требуется дополнительный стимул для снижения привлекательности валютных вкладов в целом».
Поэтому он предлагает для всех валютных вкладов (не только в валютах «недружественных» стран) примерно вдвое увеличить отчисления в фонд страхования вкладов и не повышать по ним страховку. Это, по мнению ЦБ, не ущемит интересы вкладчиков (для них ничего не меняется), не создав при этом дополнительных стимулов размещать валютные депозиты, и снизит мотивацию банков привлекать такие ресурсы. Это можно считать поблажкой: ранее он собирался понизить страховое возмещение по валютным вкладам.
Это не первый удар по валютным вкладам. В прошлом году ЦБ дважды повышал нормативы резервирования для банков (средства, которые переводятся на счет в ЦБ со всех привлеченных средств), особенно сильно — по валютным средствам, а максимально (до 8,5%) — по валютам «недружественных» стран.
Валютные вклады, по сообщениям ЦБ, каждый месяц сокращаются на несколько сотен миллионов долларов. На 1 марта их оставалось чуть более 4 трлн руб. (всего вкладов в банках было 55,7 трлн руб.). Несмотря на рост популярности юаня, большая часть валютных вкладов (76%) хранились в «токсичных» валютах.
ЦБ надеется, что его меры снизят риски для финансовой системы, ведь банки не будут брать на себя дополнительные валютные риски. При открытии валютных депозитов люди, как правило, не приносят наличную валюту, а скорее конвертируют рублевые средства, объясняет он: для банка это создает короткую валютную позицию (возникает риск потерь в случае ослабления рубля). Чтобы ее закрыть, банк должен или купить валюту на рынке, или выдать валютные кредиты, объясняет регулятор. Покупки валюты приводят к ослаблению рубля, а выдать валютные кредиты порой непросто. Спрос на них есть, но на внутреннем рынке не хватает юаневой ликвидности, отмечал ЦБ, а операции в «токсичных» крупным банкам недоступны.