Украина имеет право наносить удары по военным объектам на территории России, заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. По его словам, такие атаки — одна из составляющих самообороны.
«Мы должны помнить, что это агрессивная война, в рамках которой Россия вторглась в другую страну. <…> И Украина имеет право на самооборону, <…> право наносить удары по законным военным целям за пределами страны, чтобы защитить себя», — сказал Столтенберг.
В связи с этим он приветствовал тот факт, что некоторые страны-члены НАТО предоставили Украине дальнобойные ракеты, а также согласились отправить ей истребители F-16. По его словам, право на самооборону закреплено в Уставе ООН и альянс помогает Киеву защищаться от России на законных основаниях, не становясь при этом стороной конфликта. «Это война на истощение, <…> и я приветствую то, что союзники оказывают военную поддержку для обеспечения самообороны Украины», — отметил Столтенберг.
Он добавил, что пока НАТО не видит «непосредственной военной угрозы» со стороны России в отношении какой-либо страны блока. По словам Столтенберга, важным фактором сдерживания является то, что, по уставу альянса, нападение на одного члена приравнивается к нападению на всех.
В последнее время Украина усилила атаки на российские промышленные, энергетические и военные объекты. 5 апреля дроны ударили по аэродрому Морозовск в Ростовской области, где базируются фронтовые бомбардировщики Су-24, Су-24М и Су-34. По данным украинской стороны, в результате были уничтожены 6 самолетов.
20 марта и 5 апреля беспилотники пытались поразить военный аэродром Энгельс, где базируются стратегические бомбардировщики. Российские власти утверждали, что оба раза обошлось без пострадавших и разрушений.
В конце февраля беспилотники атаковали Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), произошел пожар. С момента аннексии Крыма завод поставлял сталь по меньшей мере восьми российским компаниям, специализирующимся на производстве вооружений.
Аналогичным образом были повреждены Михайловский горно-обогатительный комбинат имени А. В. Варичева в Курской области и Череповецкий металлургический комбинат (входит в «Северсталь») в Вологодской области.
С нового года одной из приоритетных целей ВСУ также стали российские нефтезаводы (НПЗ). Только за месяц под удар попали 8 таких предприятий: Ильский и Туапсинский НПЗ в Краснодарском крае, НПЗ «Славнефть-ЯНОС» в Ярославле, НПЗ «Лукойл-Волгограднефтепереработка» в Волгоградской области, нефтебаза «Роснефти» в Клинцах Брянской области, терминал «Новатэка» в Ленинградской области, а также НПЗ «Невский мазут» и «Петербургский нефтяной терминал» в Санкт-Петербурге.
В марте за неделю были атакованы сразу 6 заводов: Славянский НПЗ в Краснодарском крае, НПЗ «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» под Нижним Новгородом, НПЗ «Роснефти» в Рязани, Новошахтинский НПЗ в Ростовской области, Сызранский и Новокуйбышевский НПЗ в Самарской области.
Удары по НПЗ раскритиковали в Пентагоне. Глава ведомства Ллойд Остин заявил, что такие атаки «могут привести к эффекту домино в глобальной ситуации в сфере энергетики», и призвал Украину выбирать «тактические и оперативные цели, которые могут прямым образом влиять на текущие боевые действия». В свою очередь, помощница министра Селеста Валландер назвала российские НПЗ «гражданскими целями».
Президент Украины Владимир Зеленский ранее заявил, что Киев намерен и дальше отвечать на атаки России по энергетической и промышленной инфраструктуре, поражая аналогичные цели, в том числе нефтеперерабатывающие заводы.
«Мы использовали свои беспилотники. Никто не может сказать нам, что „вы не можете“. Если нет противовоздушной обороны, чтобы защитить нашу энергетическую систему, а россияне атакуют ее, мой вопрос: почему мы не можем им ответить? Их общество должно научиться жить без бензина, без дизеля, без электричества. Это справедливо. Когда Россия прекратит это делать, прекратим и мы», — подчеркивал Зеленский.