МОСКВА, 10 апр (Рейтер) - Власти РФ могут временно понизить требования к качеству автомобильного бензина, разрешенного к обороту на внутреннем рынке, по отдельным показателям до стандарта Евро-3 вместо действующих для Евро-5, чтобы при необходимости увеличить объем производства продукта и предотвратить угрозу дефицита в период пика весенних ремонтов НПЗ, сообщили три источника в отрасли.
«Минэнерго в качестве резервной меры рассматривает расширение рамок по отдельным параметрам до уровня Евро-3, чтобы создать задел для дополнительного выпуска бензина. Эту тему еще в марте предложили, сейчас она в работе», - рассказал отраслевой специалист.
Череда аварий на российских НПЗ в январе-марте, вызванных различными причинами, привела к сокращению доступных мощностей для производства автобензина. Наиболее заметное влияние оказала аварийная остановка с 4 января комплекса каталитического крекинга (КК-1) на НПЗ НОРСИ Лукойла, обеспечивающего выпуск до 100.000 тонн высокооктанового автобензина в месяц.
Аварийное выключение первичных установок на ряде крупных НПЗ привело к снижению в марте выпуска автобензина в РФ ориентировочно на 7% относительно февральского уровня, а в апреле и мае возрастёт простой мощностей из-за плановых ремонтов.
С 2016 года на рынке РФ допускается выпуск в обращение автобензина не ниже 5-го экологического класса (Евро-5) в соответствии с Техническим регламентом ЕАЭС (ТР ТС 013/2011).
По данным источника, в случае временного изменения требований регламента параметр содержания серы в автобензине предлагается сохранить в рамках, установленных для Евро-5, - 10 ppm (0,001%), но будет изменён ряд других норм.
«Заводам разрешат поднять ароматику в бензине до 42%, как в Евро-3, с 35% (Евро-5). Разрешат ММА (монометиланилин) - эффективная октановая добавка, но из-за токсичности для Евро-5 не допускается, и разрешат этанол до 10%, сейчас только 5% можно... Если бы еще серу разрешили Евро-3 (150 ppm), бензина сильно больше можно было бы предложить, только потом обратно до 10 ppm ёмкости чистить долго придется, поэтому не хотят», - пояснил источник.
Минэнерго РФ не ответило на запрос о комментарии.
Другой источник на крупном российском НПЗ также знает о запросе от Минэнерго о возможности выпуска бензина с отдельными характеристиками Евро-3.
«Есть запрос Минэнерго. Хотят понять, сколько дополнительно сможем получить автобензина, если поднять ароматику до 42%, если вернуть монометиланилин и если этанол можно будет подмешивать до 10%», - сообщил технический специалист.
По мнению источников в отрасли, снижение требований по ароматическим соединениям позволит заметно увеличить выпуск бензина.
«Когда ароматики допускается только 35% (Евро-5), чтобы выйти на (нужный) октан необходим хороший риформат, который идет с риформингов с непрерывной регенерацией, нужен изомеризат и алкилат - таких мощностей далеко не у всех (НПЗ) в избытке. А если поднимут ароматику до Евро-3, тогда можно больше использовать риформата со старых риформингов, которые стоят у многих», - уверен он.
По оценке источников, ослабление требований по уровню ароматики в бензине может сразу обеспечить прирост выпуска автобензина до 5%, разрешение ММА позволит получить дополнительно также около 5% к текущему объему производства автобензина за счет вовлечения в бензиновый пул объемов низкооктановых бензиновых фракций. Таким образом, даже без учета этанола, временное ослабление качественных требований может дать около 10% или 0,30-0,35 миллиона тонн автобензина в месяц.
Указанного количества, по оценке специалистов, с избытком хватит, чтобы устранить возможный дефицит.
«Это очень много, столько и не нужно. Сейчас дефицита нет. С учетом расходования запасов, ремонты (НПЗ) проходим. И так есть резерв мощностей для выпуска Евро-5. Без Евро-3 вполне можно обойтись. Солидные заводы понизили выпуск автомобильного бензина. Ушли в нафту из-за запрета экспорта, иначе здесь просто рынок зальется,» - уверяет источник в крупной нефтяной компании.
Эффект от увеличения предельной доли этанола будет минимальным, уверены источники.
«Использовать этанол целесообразно тем, у кого свое или рядом производство. Еще спирт гигроскопичен. Нужны присадки, чтобы смесь стабильна была. Мало кто умеет с ним работать», - делится мнением технический специалист.
По его словам, в автобензинах основных российских производителей этанол отсутствует или находится в количествах, не превышающих десятых долей процента. Значительное увеличение доли этанола ускорит поглощение смесью подтоварной воды, конденсата и атмосферной влаги. Это может привести к расслоению топлива в ёмкости на АЗС или в бензобаке автомобиля.
С экологической точки зрения временный отход к старым стандартам будет практически неощутим, говорят источники.
«Больше ароматики - больше сажи, больше нагрузки на катализатор в автомобиле, но повышение там несущественное. ММА - токсичный, но это только для тех, кто его добавляет или часто моется бензином. (Потребителю) на глаз трудно будет отличить Евро-3 и Евро-5. Тем более, что серу оставили 10 ppm», - говорит эксперт.
В РФ основной объем автобензина качеством ниже 5-го экологического класса производят и экспортируют ОрскНОС (около 15.000 тонн Евро-4 в месяц) и Ангарская НХК (около 60.000 тонн Евро-2 в месяц).
Производство автобензина всех классов на НПЗ РФ за январь-декабрь 2023 года составило 43,9 миллиона тонн, за январь-март 2024 года - 11,1 миллиона тонн.