Теперь тормоз в виде недружественного главы государства устранен, и словацкие коррупционеры семимильными шагами начнут нагонять коллег из соседней Венгрии. Фицо и Пеллегрини готовы к потере дотаций из бюджета ЕС и не прочь потягаться с Виктором Орбаном за роль главного «адвоката дьявола», то есть голоса Кремля в Евросоюзе.
Друг Фицо
Петер Пеллегрини — спикер словацкого парламента, партнер во власти премьера Роберта Фицо. Он его бывший однопартиец, заместитель и преемник на посту премьера — после того как в 2018 году словацкое правительство рухнуло, не пережив в результате скандала с убийством журналиста Яна Куцяка, а также обвинений в коррумпированности и связях с итальянской ндрангетой (калабрийский вариант мафии). После чего Пеллегрини вышел из партии Фицо «Путь — социальная демократия» и сделал собственную, назвав ее «Голос». С ней он и прошел в 2023 году в парламент страны, где получил пост спикера, после того как поддержал Роберта Фицо в качестве нового премьера и стал его младшим партнером по правящей коалиции.
«Украина — это противник», «Без России не справимся», — такие плакаты появились в Словакии во время предвыборной кампании. Реальных кандидатов на пост президента было два. Экс-министр иностранных дел Иван Корчок, еврооптимист, сторонник активной поддержки Украины и критик первых законодательных инициатив фицовского правительства, направленных на демонтаж независимых антикоррупционных структур в правоохранительной системе Словакии. Второй — Пеллегрини, он с самого начала и считался фаворитом.
Пеллегрини обвинял своего оппонента в том, что тот хочет послать словацких солдат воевать на стороне Украины, в том, что экономический кризис в Словакии спровоцирован слишком активной помощью все той же Украине, а также якобы подчиненными отношениями с Брюсселем, которые выстраивало прошлое словацкое правительство.
Иван Корчок не был ярким кандидатом, но на его стороне был только тот факт, что собственно за партию Фицо на выборах голосовало немногим более 20% словаков, а после выборов против него сложилась мощная коалиция, в которую входила и уходящая президентка Зюзана Чапутова, решившая не баллотироваться на новый срок. И за достаточно безликим «чиновником», как обзывали его сторонники Фицо, выстроилась серьезная система поддержки со стороны словацкого гражданского общества.
Однако этого оказалось совершенно недостаточно. Все основанные на соцопросах модели еще до первого тура выборов показывали, что Корчок выиграет в первом туре (что и случилось) за счет концентрации голосов либеральных и центристских избирателей, но проиграет второй, потому что его оппонент соберет все голоса националистов и еще более радикальных популистов, из которых и состоял, в основном, список кандидатов.
Так и случилось, Петер Пеллегрини предсказуемо победил на президентских выборах в Словакии, как и прогнозировали социологи и несмотря на то, что первый тур выборов он проиграл. Во втором туре он получил незначительно больше 53% голосов. Корчок незначительно улучшил результат первого тура — набрал лишь около 46%. Твердо за него голосовали только два крупнейших города страны, Братислава и Кошице, где бывший глава МИД Словакии получил под 70% голосов избирателей. Деревенских избирателей не остановили даже слухи о сексуальной ориентации Пеллегрини, на которых, впрочем, Корчок как представитель либеральной общественности играть в предвыборной кампании твердо отказался.
На стороне России
Выступая после подведения итогов выборов в словацкой столице Братиславе, Пеллегрини поклялся «обеспечить, чтобы Словакия оставалась на стороне мира, а не на стороне войны». Корчок, в свою очередь, признал поражение и поздравил победителя. «Я разочарован», — сказал он. Зато очень вдохновлен Роберт Фицо, который сообщил согражданам, что Словакия сделала правильный, но тяжелый выбор, потому что ее теперь, как ранее Венгрию, наверняка ждет сокращение или прекращение дотаций из европейского бюджета.
Это прямой намек на то, что курс на сворачивание правового государства в Словакии нынешний премьер не прекратит. Он также обещал тормозить любую помощь Украине. Это в извращенной логике Фицо и его венгерского коллеги, большого друга Владимира Путина Виктора Орбана, должно заставить украинскую сторону перейти к переговорам, что якобы приведет к прекращении войны, а не к полной оккупации Украины, с которой, кстати, Словакия прямо граничит.
Для Словакии победа Пеллегрини также означает окончательное поражение местных либералов. Проиграв на парламентских выборах, либералы сохраняли контроль над властью хотя бы отчасти через президентку Зюзану Чапутову.
А равно реально может привести к гораздо более тесному сотрудничеству с Кремлем — по образцу соседней Венгрии. Нынешний словацкий глава МИД Юрай Бланар уже однажды встретившись в Турции с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, не постеснялся публично пожать ему руку, что делает сейчас из европейских политиков разве что его венгерский коллега Петер Сийярто. Бланар считается подголоском Фицо и самостоятельной политики не проводит.
Так что в предстоящем дополнительном потеплении российско-словацких отношений сомневаться не приходится.
Избрание Пеллегрини снимает все «страховки» с правительства Фицо, без сдерживателя в виде недружественного президента оно сможет проводить любую внешнюю политику, какую ему заблагорассудится. А ЕС, скорее всего, Фицо будет пугать теперь референдумом о выходе из Евросоюза. Это маловероятно как действие, но очень удобно в качестве угрозы.