Первая публикация — в телеграм-канале «Маран Афа»
На сайте Московской патриархии опубликован «Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира».
Собор проходил в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Председательствовал на нем патриарх Кирилл. Присутствовали делегации от епархий («архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви»). Итоговый документ был принят единогласно.
Поскольку и патриарх, и другие члены РПЦ присутствовали на соборе в официальном статусе, полагаю, «наказ» можно считать до некоторой степени «символом веры» (учением) современной РПЦ и (как минимум) основой ее «социальной концепции».
Прежде всего, ни в выступлении патриарха, ни в самом документе ни разу не упомянуто имя Господа Нашего Иисуса Христа.
Так же там нет слов «христианство», «Евангелие», «христианские или Евангельские ценности». Думаю, это не случайность: «наказ» построен на подмене христианства и его ценностей чем-то иным (может быть даже какой-то новой религией).
На мой взгляд, этот документ даже не нуждается в каких-либо подробных комментариях. В каждом его тезисе люди, проголосовавшие за его принятие, свидетельствуют о себе и своей вере
Специальная военная операция
«Наша борьба не против плоти и крови…», — говорит в послании к Ефесянам апостол Павел.
Документ собора вводит понятие «священной войны» и, фактически, уравнивает традиционные военные действия и духовную войну.
В один пункт сведены два тезиса:
а) «русский народ с оружием в руках отстаивает свои жизнь, свободу, государственность, цивилизационную, религиозную, национальную и культурную идентичность, а также право жить на собственной земле»;
б) «Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию „Удерживающего“, защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада».
Русский мир
«Наша же родина на небесах, и оттуда мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа», пишет апостол Павел (Флп. 3:20); «не имеем здесь постоянного града/отечества, но ищем будущего» (Евр. 13:14).
Небесный город, «…скинию Бога и людей», Новый Иерусалим, вечный дом искупленного человечества в «наказе» патриархии заменяет «русский мир», который также находится вне наций и территорий или границ, однако имеет вполне земное происхождение.
В противовес христианскому Небесному Иерусалиму это «царство света» должно быть построено на земле — здесь и сейчас. Оно никак не привязывается к концу мира и пришествию Сына Божия.
Основа Небесного Царства — Церковь («Тело Христово»). Основа «русского мира» — семья. Она занимает место христианской церкви в новом учении. Она ответственна «за сохранение и передачу цивилизационного мировоззрения, национальной идеи» и «традиционных ценностей», то есть выполняет те же функции, которые в христианстве выполняет Церковь, несущая миру учение Христа.
Внешняя политика
«В новом человечестве нет ни эллина, ни иудея, ни обрезанного или необрезанного, ни варвара или скифа, ни раба или свободного, но всё, что есть в каждом — Христос» (Кол. 3:11, перевод Андрея Десницкого).
В новом учении идея христианского космополитизма преломляется в мысли, что все иностранцы, разделяющие ценности «русского мира», становятся русскими («Русский мир включает в себя всех, для кого русская традиция, святыни русской цивилизации и великая русская культура являются высшей ценностью и смыслом жизни», Россия — это «убежище для миллионов иностранцев, отстаивающих традиционные ценности, лояльных России и готовых к языковой и культурной интеграции в нашей стране»).
Понятие «русский мир» — это прямая замена термина «христианский мир», который известен с IX века.
Отметим, что «христианский мир» близко связан с понятием «западный мир» и «западная цивилизация», которая, как по-прежнему считается, стоит на христианских ценностях.
Христианство принято называть связующим звеном, создавшим единую европейскую идентичность.
Документ, принятый собором, прямо противопоставляет «русский мир» западной цивилизации и «европейскую идентичность» — «русской».
Здесь же вводится «доктрина триединства» («русский народ состоит из великороссов, малороссов и белорусов», русские — это «потомки всех Восточных славян»). Но она если не противоречива, то вторична: как уже сказано, русский — это человек любой национальности, принявший учение о «русском мире».
Семейная и демографическая политика
Этот и остальные пункты документа призваны объяснить, как должно быть реализовано новое учение.
Прежде всего, нужно рожать, а для этого надо бороться с абортами, «половой разнузданностью и распутством, а также содомией и различными сексуальными извращениями» и делать семьи многодетными.
За аборты и их пропаганду — уголовная ответственность.
«Плодитесь и размножайтесь» — стратегический приоритет («высшая цель политики яснее всего выражается выработкой условий для размножения людского»). Цель — 600 млн россиян за сто лет.
Но многодетность должна как-то соединяться с целомудрием и добродетелью.
Миграционная политика
Христианство изначально опиралось на самые бедные слои населения (в том числе рабов) и стояло на идее равенства (Кол. 3:11).
Новое учение изначально нацелено на резкую дифференциацию: русским может стать не каждый иностранец. Приоритет должен быть отдан элите — «иностранным высококвалифицированным специалистам, ученым, инвесторам и членам их семей, лояльным России и готовым к языковой и культурной интеграции».
Ввоз «инокультурной низкоквалифицированной иностранной рабочей силы» должен быть ограничен.
Образование и воспитание
«Наказ» призывает к «критическому пересмотру западных научных теорий и школ», а также «гуманитарных знаний, общепринятых теорий и концепций».
Они должны соответствовать «суверенному российскому мировоззрению… системе мировоззренческих идей и нравственных ценностей русской цивилизации».
Собственно, в этот разряд попадает и Евангелие, и христианство. Может быть, поэтому в документе нет имени Христа, а Евангельские или христианские ценности заменены «нравственными ценностями русской цивилизации»?
В практическом же смысле — «система образования должна быть приведена в соответствие с «с основными параметрами суверенного российского мировоззрения».
Градостроительство
Один из наиболее интересных в практическом смысле пунктов. Декларируется отказ от крупных городов и многоэтажных домов и переселение россиян обратно в деревни и частные дома («путем массового переселения жителей городов в благоустроенные пригородные поселки, в индивидуальные жилые дома»).
«К 2050 году Россия должна превратиться в равномерно заселенную и обустроенную малоэтажную страну 1000 возрожденных средних и малых городов».
Иными словами, за 26 лет необходимо превратить жителей России в крестьян:
«80% населения России (или более 30 миллионов российских семей) должны проживать в собственных индивидуальных домах на собственной земле».
Это должно помочь им «родить и воспитать троих и более детей».
Экономика
К счастью, тут у авторов «наказа» конкретных идей нет. Что, впрочем, и понятно, поскольку любое религиозное учение обычно плохо совмещается с экономикой.
Сказано лишь, что одна из основных ее задач – «обеспечить рост рождаемости, заселение и освоение огромных российских пространств».
***
Интересно: если «русский мир» занял в новом учении РПЦ место христианства, то кто займет место Христа?