МОСКВА, 27 мар (Рейтер) - РФ в марте увеличивает импорт бензина из соседней Белоруссии из-за риска возникновения дефицита на внутреннем рынке в связи ростом внеплановых ремонтов на российских НПЗ, сообщили Рейтер четыре источника в отрасли.
Россия является нетто-экспортёром нефтепродуктов и лишь изредка ввозит небольшие объемы, в том числе из Белоруссии. Однако внезапный рост выбывающих мощностей на НПЗ заставил компании рассматривать сценарии импорта. Для защиты внутреннего рынка РФ с 1 марта запретила экспорт бензина сроком на полгода.
В феврале в РФ из Белоруссии было поставлено 590 тонн бензина после отсутствия отгрузок в январе, а за первую половину марта - почти 3.000 тонн, сообщили источники, знакомые со статистикой.
Общая производительность установок первичной переработки нефти на НПЗ РФ, находящихся на аварийном простое после внешнего воздействия, сейчас равна 124.580 тонн в сутки, что составляет 14% от суммарной мощности действующих первичных установок.
В 2023 году Белоруссия поставила на внутренний рынок РФ около 45.000 тонн бензина, при этом основной объем - около 40.000 тонн - пришелся на август-октябрь, когда в России был дефицит топлива. Осенью 2023 года Москва временно запрещала экспорт нефтепродуктов.
Список НПЗ РФ, на которых с начала 2024 года произошли аварии, доступен по ССЫЛКЕ.
Нефтяные компании РФ поставляют нефть для переработки на НПЗ Белоруссии, причем часть сырья идёт на производство нефтепродуктов для нужд Белнефтехима, а из другой части российские компании получают нефтепродукты для обеспечения своих белорусских сетей АЗС.
В Белоруссии два НПЗ - Нафтан и Мозырский, оба мощностью по 12 миллионов тонн в год. Тем не менее оба завода, как правило, работают с меньшей загрузкой - около 9 миллиона тонн в год каждый.
По словам двух источников Рейтер, российские компании могут увеличить поставки нефти на НПЗ Белоруссии, при этом привлечь часть произведенных нефтепродуктов, в частности бензина, для отгрузки на внутренний рынок РФ.
По словам двух источников Рейтер, переговоры о поставках белорусского бензина обсуждаются на уровне правительств двух стран и нефтяных компаний.
«Переговоры идут нелегко, поскольку Белоруссии выгодно экспортировать свои нефтепродукты», - сообщил источник, знакомый с переговорами.
Минэнерго РФ и белорусский государственный Белнефтехим, который управляет обеими НПЗ республики, не ответили на запросы Рейтер.
Не предоставили также комментарии Роснефть, Лукойл, Татнефть и Газпромнефть, которые являются основными поставщиками нефти в Белоруссию и имеют там свои сети АЗС.
Белоруссия поставляет нефтепродукты со своих НПЗ для перевалки через российские порты в рамках подписанного между Москвой и Минском соглашения о сотрудничестве в области перевозки и транзитной перевалки на экспорт топлива.
Решение об объемах поставок белорусского бензина будет принято исходя из сроков ремонта НПЗ, говорят трейдеры.
«Если удастся завершить ремонт в короткие сроки, то дефицит топлива будет не очень заметным, импорт не так актуален», - сказал источник в одной из крупных нефтяных компаний.
Ситуация на нефтепродуктовом рынке РФ постоянно меняется, происходят новые пожары на НПЗ, в связи с чем российские компании постоянно мониторят ситуацию, отмечают трейдеры.
«Есть задача создать почву для оперативного решения вопроса. Прорабатываем разные сценарии», - сказал другой источник на российском НПЗ.
За период повышенного спроса, сохраняющегося с 11 марта из-за опасений дефицита на фоне аварий на крупных НПЗ, оптовые биржевые цены на Аи-92 выросли на 6.167 рублей за тонну (+13%), Аи-95 - на 4.644 рубля (+8%), дизтопливо летнее - на 7.220 рублей за тонну (+11,9%).