Российские компании сталкиваются с задержками платежей до нескольких месяцев при получении оплаты за нефть и нефтепродукты, поскольку банки в Китае, Турции и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) стали более осторожными, опасаясь вторичных санкций США, сообщает Reuters со ссылкой на восемь знакомых с ситуацией источников.
По словам собеседников агентства в банковской и торговой сфере, новая волна проблем возникла у нефтяных компаний в последние несколько недель: банки стран, которые Кремль называет «дружественными», массово ужесточили требования по соблюдению санкций. Это привело к задержкам или даже отказам в переводах в РФ, жалуются источники Reuters.
В частности, банки просят своих клиентов предоставить письменные гарантии того, что ни одно физическое или юридическое лицо из списка SDN США (Special Designated Nationals) не участвует в сделке или не является бенефициаром платежа.
В ОАЭ банки First Abu Dhabi Bank (FAB) и Исламский банк Дубая (DIB) заблокировали несколько счетов, связанных с торговлей российскими товарами, сообщили два источника Reuters.
Банк Mashreq в ОАЭ, турецкие Ziraat и Vakifbank, а также китайские ICBC и Bank of China все еще обрабатывают платежи в интересах российских компаний, но их длительность выросла до недель и в некоторых случаях — месяцев, по слова четырех источников агентства.
Несмотря на волну санкций, по количеству которых Россия обогнала Иран и КНДР, в прошлом году экономика получала около 400 млн евро в день от продажи за рубеж нефти и продуктов ее переработки.
Но «проблемы вернулись в декабре после того, как банки и компании осознали, что угроза вторичных санкций США реальна», рассказывает торговый источник Reuters: ступор в баках вызвал указ Минфина США, опубликованный 22 декабря 2023 года, в котором содержалось предупреждение о санкциях за нарушение ценового потолка в отношении иностранных банков, и призыв к ним усилить контроль за требованиями.
Фактически Белый дом предупредил банкиров, что Россия поставлена в один ряд с Ираном и КНДР. «Стало сложно, причем даже не для долларовых операций. Иногда на проведение прямой сделки юань-рубль уходят недели», — сообщил один из трейдеров. По словам другого источника агентства, банки в ОАЭ в феврале стали получать запросы из США: от них потребовали предоставить информацию американским банкам-корреспондентам при переводах в Китай от имени российской организации.
Китайские банки и вовсе отправляют деньги обратно, если не получают дополнительных документов, среди которых не только подтверждения груза, но и информация обо всех учредителях сторон контракта.
В 2023 году поступления в Россию экспорта просели на 28%, а итоговый объем экспортной выручки — $425,1 млрд — стал самым низким с пандемии-2020. Относительно первого года войны он схлопнулся на $167,4 млрд.
В январе 2024-го, по данным ЦБ, доходы от экспорта упали еще на 14%, до $28,9 млрд, а совокупный внешнеторговый оказался на минимуме с начала 2021 года — $49,9 млрд.