Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Китайцы атакуют АвтоВАЗ огромными скидками

Китайцы объехали повышенный утилизационный сбор
Китайцы объехали повышенный утилизационный сбор Maxim Shipenkov / EPA / ТАСС

Стоило главе АвтоВАЗа пожаловаться на то, что китайские автомобили в России стали слишком дешевыми, как самая продаваемая иномарка прошлого года — китайская Chery — увеличила скидки на свои машины в два с лишним раза. Дисконт на некоторые модели приблизился к 500 тыс. рублей, нивелировав подорожание от повышенного утилизационного сбора.

«Многие китайские бренды, осуществляя, я бы сказал, агрессивную экспансию на российский рынок, начинают „пробивать“ планку утильсбора и заходить на традиционные рынки — в фокус-группы, для которых выпускается продукция из наших моделей. Прежде всего, это автомобиль Lada Vesta», — заявил неделю назад президент АвтоВАЗа Максим Соколов. В компании тогда уточнили, что это происходит из-за того, что китайские бренды дают покупателям скидки больше, чем утилизационный сбор, уплачиваемый импортерами при ввозе иномарок в России. Одна из главных задач этого платежа была как раз в том, чтобы обеспечить ценовое преимущество российским производителям.

С 1 августа 2023 года утилизационный сбор был резко повышен: теперь за ввезенную новую малолитражку с двигателем до 1 литра юридические лица платят почти в два раза больше — минимум 81 200 рублей, за 1-2 литра — в 1,7 раз больше — 306 000 руб., а за 2-3 литра в 3,2 раза больше — 844 000 руб. Импортеры, естественно, заложили эти расходы в цену автомобилей, и в итоге средняя стоимость новой легковушки к февралю выросла на четверть по сравнению с июлем, подсчитали в ЦБ. Но в конце года китайские производители, активно осваивающие российский рынок, привезли столько своей продукции, что склады дилеров оказались затоваренными. По подсчетам «Автостата», в январе в стране было около 200 000 нераспроданных новых иномарок. Китайские бренды начали распродажи — сначала предлагая покупателям бесплатные опции, скидки за трейд-ин, субсидии на лизинг и кредитование.

В январе–феврале дело дошло и до прямых скидок от автопроизводителей на машины 2023 года выпуска. Chery, лидировавшая в прошлом году по продажам с результатом в 118 950 автомобилей (для сравнения — Lada продала более 344 000 машин), ввела скидки на популярные модели от 100 000 до 285 000 рублей, и в результате самые бюджетные кроссоверы компании можно было купить дешевле 2 млн рублей — что достаточно близко Lada Vesta, которая в «богатых» версиях стоит почти 1,7 млн руб. Вторая и третья по продажам китайские марки Geely и Haval предлагали на некоторые модели и комплектации «безусловную скидку» в 150 000 руб.

Теперь Chery пошла еще дальше. Сегодня она сообщила дилерам об увеличении прямой скидки производителя почти в 2-3 раза. Например, при условии полной единовременной оплаты скидки на самый последний свой кроссовер Chery Tiggo 7 Pro Max с двигателем 1,6 л в комплектации Comfort выросла с 200 000 до 485 000 рублей, с двигателем 1,5 л в комплектации Elite — 150 000 до 445 000 рублей, а с двигателем 1,6 л — с 235 000 до 520 000 рублей. Это точно превосходит размер утилизационного сбора. И теперь цены на эту модель начинаются от 2,275 млн рублей. А самая бюджетная модель марки — кроссовер Tiggo 4 Pro стоит от 1,69 млн рублей — дешевле некоторых комплектаций Lada Vesta.

Такие большие скидки действуют только до конца марта, но и после этого наверняка они останутся очень существенными, уверен руководитель крупного дилерского центра Chery. «Мы однозначно можем говорить о том, что потенциальные клиенты АвтоВАЗа готовы пересесть на китайские автомобили. И поэтому рассматриваем слова его руководителя как призыв к повышению утилизационного сбора на иномарки», — говорит он.

АвтоВАЗу нереально конкурировать с «китайцами» без господдержки, признавал Соколов, подчеркивая, что будущее российского авторынка к 2030 г. будет зависеть от мер государственного регулирования. Глава АвтоВАЗа призывал увязать меры господдержки с уровнем локализации, ведь китайские производители не спешат переносить производство в Россию.

Китайский бизнес очень негативно «натренирован» в сфере инвестиций в Россию, объяснял эксперт по Китаю, профессор практики бизнес-школы «Сколково» Олег Ремыга: его здесь никогда не жаловали, и «пока были контакты с западным инвестиционным сообществом, отношение к китайцам было очень скептическое». Им зачастую предлагались проекты, от которых отказались западные партнеры. «Набив эти шишки, китайцы, очень аккуратно теперь заходят в проекты в России, — отмечал Ремыга. — Сейчас <…> азиатский инвестор, уже понимая, в каком мы положении, требует совершенно других условий».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку