Новый удар по параллельному импорту иномарок. На этот раз не от российских властей, стремящихся наполнить бюджет, а от соседних с Беларусью стран, которым надоело, что европейские машины в обход санкций поступают в Россию.
Польша и страны Балтии перестали свободно пропускать в Евразийский союз автомобили дороже 50 000 евро или с двигателем более 1,9 литра. Поставки таких машин запрещены санкциями, и теперь для их вывоза требуется письменное разрешение производителя.
Польские таможенники не разрешают ввоз дорогих автомобилей и автомобилей с двигателем от 2 литров в Беларусь и транзитом через нее в другие страны Евразийского экономического союза — Армению, Кыргызстан и Казахстан, сообщают своим клиентам автоторговые компании. По их данным, польские таможенники теперь требуют документ от производителя с разрешением вывезти автомобиля из Евросоюза и подтверждением, что конечный получатель автомобиля находится за пределами России и вывоз автомобиля не будет нарушать санкции. Объявления об этом вывешены в пунктах пропуска — фотографии этих объявлений выкладывают в соцсетях и мессенджерах автоперегонщики.
«Это началось вечером в пятницу, 22 марта, и теперь на границе скопились огромные очереди. Судя по всему, такой же запрет введен Литвой — у нас уже зависло на границе с Беларусью три автомобиля, и это очень болезненно, потому что в Клайпеду приезжают автомобили, купленные на аукционах США», — говорит таможенный брокер, занимающийся оформлением автомобилей. ЕС ввел санкции на экспорт таких автомобилей в Россию, но не секрет, что они продолжали попадать туда через Беларусь или с помощью псевдотранзита в другие страны, входящие в таможенный союз с Россией, напоминает собеседник The Moscow Times.
Что касается автомобилей из США, по ним ясности пока нет; возможно, таможенники и будут их пропускать, потому что у этих машин «свои санкции и своя история», говорит брокер.
Латвия пока выпускает автомобили в Беларусь, но кто знает, что будет завтра, отмечает житель страны, занимающейся перегоном автомобилей из Европы. «Я в субботу говорил со знакомыми польскими таможенниками на пункте пропуска. Они сказали, что к ним на прошлой недели приезжали „начальники из правительства“ и распорядились пропускать иномарки только по справкам с автозаводов, что там не имеют претензий к вывозу машин. И обещали очень строго наказывать за поддельные справки — велели предупреждать водителей об уголовной ответственности за это», — рассказывает автоперегонщик.
По последним доступным данным об импорте иномарок, обнародованным «Автостатом» в январе 2024 г., Беларусь занимала четвертое место по импорту новых иномарок в Россию — на нее приходилось 1,7% ввоза, но второе после Японии место по ввозу подержанных иномарок — почти 15%.
Новое ограничение усложнит импорт европейских машин в Россию — их придется поставлять более сложным обходным путем, что снова повысит их цену, рассуждают продавцы автомобилей. Она, по данным Российского союза автодилеров, и так по итогам 2023 года вплотную приблизилась к 3 млн руб. С августа 2023 г. по февраль стоимость автомобилей выросла более чем на четверть в результате увеличения цен на иностранных аукционах и усложнения схем поставок, а также повышения утилизационного сбора, приводил данные Центробанк. Цены, вероятно, продолжат расти: из-за роста издержек предприятий существенно выросли ценовые ожидания в авторитейле, отмечал ЦБ.
Впрочем, российское правительство уже не кажется сильно заинтересованным в независимом импорте: в прошлом году резко вырос утилизационный сбор, который нужно платить при ввозе иномарок, и ужесточены условия уплаты льготного утильсбора, а с 1 апреля при ввозе в страну автомобилей из стран ЕАЭС импортерам придется доплачивать сэкономленные при растаможке в другой стране союза деньги — разница будет закладываться в утилизационный сбор. А АвтоВАЗ настаивает на новых мерах по «поддержке отечественного автопрома». По мнению Максима Соколова, президента крупнейшего российского автоконцерна, китайские марки стали слишком дешевыми: китайские производители дают скидки, нивелирующие рост цены на китайские машины из-за уплаты утильсбора, и за счет этого теснят Lada в ее традиционных сегментах рынка.