Некоторые западные банки выступают против намерения стран Евросоюза пустить прибыль от замороженных резервов Банка России на поддержку Украины. Они опасаются судебного преследования за свое участие в реализации этого плана и распространения мер конфискационного характера на другие активы российских организаций и лиц, замороженные из-за войны в Украине. Банки также просят предоставить им гарантии, которые защитили бы их от исков или убытков в связи с операциями с активами.
Об этом Reuters рассказали источники в финансовой отрасли. Между тем, лидеры ЕС на встрече в четверг договорились продолжить работу над планом по переводу в пользу Украины прибыли, получаемой по резервам (это около 3 млрд евро в год). В основном эти резервы в виде облигаций на 190 млрд евро находятся в депозитарии Euroclear. ЕС хочет 90% прибыли переводить в Европейский фонд мира, из которого предполагается закупать оружие для Украины, оставшиеся средства будут направлены на восстановление страны.
Некоторая сумма также останется в Euroclear для оплаты возможных судебных издержек. Россия пообещала оспаривать использование ее резервов, а также ответить конфискацией зарубежных активов, находящихся на ее территории (это она, впрочем, уже и так делает).
Санкционное законодательство ЕС, Великобритании и США обычно предусматривает замораживание активов, но не конфискацию. Перераспределение заработанных на них процентов тоже может быть сочтено конфискацией, опасаются в банках, и тогда возникает риск предъявления претензий к участникам этой операции, включая финансовых посредников, говорят собеседники Reuters. По словам одного из них, реализация плана ЕС создаст прецедент по «использованию принадлежащих иностранцам резервов и активов в качестве оружия».
Другой собеседник Reuters сообщил, что его банк обратился за юридической консультацией по поводу компенсаций, которые он может потребовать для участия в плане ЕС. «Если эти предложения будут реализованы, нужно будет менять всю юридическая архитектуру», — опасается Пол Фельдберг, партнер лондонской юридической фирмы Brown Rudnick. — Беспокойство банков вполне оправданно, потому что мы уже видели огромное количество гражданских судебных разбирательств в связи с санкциями».
Европейский центробанк также предупреждал об опасностях, связанных с конфискацией российских резервов, которая, по его мнению, может негативно отразиться на доверии к европейскому финансовому сектору. Во многих странах ЕС разделяют эти опасения, поэтому было решено работать только с прибылью, которую приносят облигации при выплате купонов и погашении. Однако член совета управляющих ЕЦБ и председатель Банка Латвии Мартиньш Казакс считает, что победа России в войне с Украиной представляет для европейской экономики гораздо бóльшую опасность.
«Конечно, нужно использовать средства агрессора. В чисто геополитическом плане Украине нужны деньги, и мы должны их ей дать — это в наших общих интересах, — сказал он Politico. — Вопрос в том, делать ли это с помощью налогов на своих граждан или используя активы агрессора. Если война будет долгой, кровавой и очень затратной, в какой-то момент нужно будет забрать активы [России]».
А премьер-министр Бельгии Александр де Кро предложил коллегам по ЕС на встрече в четверг использовать прибыль от российских резервов в качестве обеспечения для выпуска облигаций, чтобы таким образом увеличить сумму доступных для Украины средств.