Еще год назад адмирал Джон Аквилино, командующий войсками США в Индийско-Тихоокеанском регионе, говорил о планах Китая в отношении Тайваня: «Все пытаются догадаться». За прошедший год, наблюдая за масштабным наращиванием Китаем своего военного и ядерного потенциала, адмирал убедился: тот рассчитывает быть готовым к вторжению на остров к 2027 г.
За те три года, что Аквилино командует американской группировкой в Азии, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) пополнилась 400 истребителей, более чем 20 крупными военными кораблями и вдвое увеличила с 2020 г. арсенал баллистических и крылатых ракет, рассказал адмирал членам комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей американского Конгресса. Несмотря на проблемы в экономике, темпы роста которой сильно замедлились, а на рынке недвижимости свирепствует кризис, оборонные расходы Китая в последние несколько лет выросли на 16%, превысив $223 млрд.
Председатель КНР Си Цзиньпин поставил задачу превратить НОАК в «вооруженные силы мирового уровня» к 2027 г. Китай уже опережает США, например, в развертывании гиперзвуковых ракет. Первую такую ракету средней дальности, Dongfeng 17, он продемонстрировал в 2019 г., а в 2021 г. запустил над Южно-Китайским морем. В феврале 2023 г. США зафиксировали успешное испытание новой гиперзвуковой ракеты Dongfeng 27: она за 12 минут пролетела 2100 км.
Китайцы надеются, что Dongfeng смогут эффективно использоваться против американских авианосцев и систем Patriot, защищающих стратегические объекты на Тайване, отмечают Лайл Голдстейн, директор по Азии в вашингтонском аналитическом центре Defense Priorities, и Нейтан Уэчтер, политический аналитик RAND Corporation.
«Все указывает на то, что НОАК выполнит директиву Си Цзиньпина быть готовой к вторжению на Тайвань к 2027 г., – сказал Аквилино конгрессменам. – Действия НОАК свидетельствуют о ее способности быть готовой к обозначенному Си сроку силой объединить Тайвань с материковым Китаем при наличии приказа». В качестве подтверждения процесса подготовки Аквилино назвал учения по отработке различных задач, связанных с операциями против Тайваня, таких как установление морской и воздушной блокады.
Американская разведка, впрочем, считает, что, несмотря на решимость Пекина добиться объединения, делать это военным путем он все-таки не намерен.
«Согласно нашей оценке, Китай не хочет начинать войну», – сказала неделю назад на заседании комитета по разведке Палаты представителей Эврил Хейнс, директор Национальной разведки США. По словам же директора ЦРУ Уильяма Бернса, поддержка, которую США и их союзники оказали Украине после российского вторжения, «отрезвила» Си Цзиньпина.
Даже если Китай решит лишь установить блокаду Тайваня, где производится большинство суперсовременных и значительная часть менее продвинутых чипов, это может обойтись мировой экономике в 5% ВВП, или около $5 трлн, подсчитывали в начале года эксперты Bloomberg Economics. Полномасштабная же война приведет к потере $10 трлн (10% мирового ВВП).